Клапан автоматического переключения фрикционных элементов ступенчатой коробки передач

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИ пиЗЗ4Зтб

ИЗОБРЕТЕ НИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

K АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

1 (61) Дополнительное к авт. свил-пу ¹ 474443 :, (5I) N. Кл.

В 60 К 41/00 (22) Заявлено 19,06. 75 (21) 2146388/11 с прнсоелннениеем заявки №вЂ” (23) ПриоритетГосударственный комнтет

Совета Инннстроа СССР оо делам нзобретеннй и открытнй (43) Опубликовано 05.11.76.Бюллетень №41 (53) УДК 629. 113 585. (45) Дата опубликования описания!03.03.77 .52 (О88.8) Московский трижды ордена Ленина и ордена (71) Заявитель Трудового КрасногоВ3намени автомобильный завод им. И. A. Лихачева (54) КЛАПАН АВТОМАТИЧЕСКОГО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ФРИКЦИОННЫХ

ЭЛЕМЕНТОВ СТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ (72) АвтоРы B. H. С к и изобретения и Юе Сэ Шурлапов

Изобретение относится к транспортной

-. гехнике, а именно, к устройствам автоматического управления трансмиссиями трансу етортных машин, преимушественно грузовых автомобилей, и является усовершенствова 5

Ездием известного устройства.

Известен клапан ав гоматического пере ключения фрикционных элементов ступенча-;, той коробки передач по осн. авт.св. ¹474443,t0 содержащий установленные в корпусе плуя жер включения понижающей передачи и рас .. пределительный золотник, к одному концу ,которого примыкает поршень, находящийся под воздействием давления датчика скоро 15 ,.сти, при этом он снабжен сьемным элемен-.е еом, охватывающим плунжер включения по 1иижаюшей передачи и закрепленном на рас-т йределительном золотнике, причем укаэаинь и ,плунжер одним иэ своих торцов контактиру4 20 еч,с поршнем,, находящимся под воздействием датчика загрузки двигателя,, .а другим е распределительным золотником, в котором выполнен внутренний канал, соединяющий торец плунжера с датчиком загрузки. 25

Недостаток укаэанного клапана заключа

t ется в том, что на некоторых режимах рабо.ты, например при частичных нагрузках дви- гателя, клапан работает неустойчиво.

11елью изобретения является обеспечение надежной Ф устойчивой работы клапана.

Указанная цель |достйгается тем, что апан снабжен втулкой с фланцем распо-оженным между торцом корпуса и крышкой, дополнительным плунжером, установленньтре в указанной втулке и взаимодействующим одним своим концом с.поршнем, находящимся под воздействием датчика скорости, при этом в крышке выполнено отверстие, связывающее канал включения повышающей передачи с полостью, расположенной между крышкой и противоположным концом дополнительного плунжера.

На чертеже изображен клапан автоматиеского переключения фрикционных элементов оробки передач.

Клапан автоматического переключения рикционных элементов,ступенчатой коробка ередач содержит корпус 1 и распределитеЛьN золотник 2, на одном из концов 3 котр5- .>4 3 75 рого имеются разделительные пояски 4 и 5 и участок 6 закрепления съемного элемен1 ,та 7, выполненного в виде втулки, установ ленной на золотнике 2 и имеющей наружныф участок Я под гаечный ключ, Г б

ЛатЕик 9 загрузки двигателя сообщается

> аиалом 1 0 с полостыО 1 1 клапана, кото рая, в свою очередь, связана внутренним аиалом 12 в конце 3 распределительного

1эолот1еика 2 с торцом 13 упомянутого зо- )О

1лотника.

Внугри сьемного элемента 7 располоен плунжер 14 включения понижающей ПЦ 1едачи, примыкающий своим торцом к тор

Гау 1 распределительиого золотника 2, а

l5 д1>утим торцом к поршню 15 включеепея по >

:е>ыш>аюшей передачи. В совокупности тиун- кер 14 и поршень, 15 образуют поршень, ееаходяшийся под воздействием датчика 9 нагрузки двигателя.

>

К противоположному концу зОлотника 2 имыкает поршень 16, находяш1ейся под воздейст; ."..-м датчика 17 скорости. Клапан

> . также содержит отделенную от полости 11 перегородкой 18 полость 1 9, связанную к@налом 20 с рабочей камерой 2 L поршня 15, и жиклер 2 2 — co сливом . ", i".:= жду цом корпуса 1 и крышкой 24 установлен;.;

Втулка 25 в ко tTsooPI распслОи(ен пл "ижео >лу

1 30 ,26, вэаимодейству эший одним своим концом с поршнем 16, I

Г1едроцилиндры включения фрикци0нных лементов 27 ct>errtttretrt; с клапаном кана=-, ром 28 вклеоченеея гонижаюшей певедачи и

1каналом 29 включений повышающей переда чи, сообщенным через отверстие 30 в крые11ке 24 с полостью 31, 11 pIr левом крайнем и> >л0>гении pacitpeQe»

11ительного золотника 2, которое соотве т- g)

Ствует включееплой повышающей ступени

{ пэказаи0 на чертеже сплошными линиями)

asлеепее датчика 9 нагрузки двигателя

1 0 rtorIsorIIrTcrt K r1otIoc It! 1 1 клалаа и далес" через внутренний канал 12 за- ц отника " к торцу плунжера 14„причем одовременно это давление воздействует на

), орец 1"- упомянутого золотника 2, создавая тем самым усилие, противоположно наlIpat;ëeèíoå по Отношени>0 к усилию, действую-0 шему на эологн>ек со стороны IIQptttHB 16, на ходяшегося под воздействием дав;10111>я дат1 чин.1 .1 7 ск01>эсти.

При пад нии скорости автомобиля Вслед< т>ни ун t>t 4< иия дорожно»0 сснротивления . бб

> >ти ус llлии f3 какой то момснт BpeГ.! еии ста >

I йут ito е ЕИЕ ttttre»авными, после чего даль-> рейн» сииже t;ttti скорости приведет к парус

>> >. >tilt ()йенювесия клапана> и его ООПОтеЕик е.

1»i iii .т Itept. .Г.ie>и»г е>с>1 В сгРрону 60:.в>е>еГО бО силиле, действующего на него со стороны итчика 9 загрузки двллгателя.

При этом примерно на половине осевого ода клапана, т.е. в среднем положении зоотника 2 между тдрцами распределительноо пояска 5 и перегородки 18, образуется

1иель, через которую давление датчика 9 з грузки двигателя по каналу 20 попадает в амеру 21 поршня 15, существенно увелиивая тем самым площадь воздействия упомя лу того давления. В результате этого золот ник 2 клапана резко перейдет из среднего в ,крайнее правое положение, фиксируя состоя.ние включенной понижающей ступени. !

Таки>м же образом происходит скачкоофразный переход клапана в левое крайнее положение при включении повышающей ступени с той только разницей, что в это л случае при среднем положении золотника 2 обеспечивается снижение давления B каме ре 21 поршня 1 > эа счет образ0вания ли- нии слива чер-"з жиклер 22. При перемеще-! нии зол0тника 2 клапана в левое крайнее положение давление источ1пека рабочей жид-

Г.е>сти попадает ito ка>еалу 29 включения

> выс1»ей с тут ени к Горцу плунжера 26, чем достигается изменение характеристики д->вл-::ния Qa f rtt>ra скорост ttptt включении, iiиэлей ст)пепи, -неОбхОдимОе для сохране

i ния вьебранной величины максимального пеарекрытия ступенсй. Подбирая размер диа.>етра плунжера 26, мокцео добиться сохранения примерно постоянной величины пере

-ерытия на всех режимах работы -двигателя.

Ор мула изобретения

Клапан автоматического переключения фрикционных эл.cMcíòîrt сгупенчатой коробГки передач по авт, св. 4 474443 о тГл и ч а к> ш и и с я тем, что, с целью

1обес;.ечения надежной и устойчивой его ра.бо.гь>, ои снабжен втулкой с фланцем, рас-; .е>олсженнь>м между торцом корпуса и ttphttllкой, и дополнительным пчу нжером> установ 1ленным в указанной втулке и взаимодей1 ствуюшим одним своим концом с поршнем, > находящимся под воздействием датчика ско»

> рости, при этом в крышке выполнено отвер-. стие, связывающее канал включеепЕя повышаеошей передачи с полостью, расположенной е,лежду крышкой и противоположным концом дополнительного плунжера.

Источники информации, принятые во внимание ири экспертизе:

1„ П. М. Хельдт Автоматические сцеп- ееения и коробки передач стр,342-343, 4., 1960 I, 2. Авторское сьидетельство % 474443

1кп, В 60 K 41/00 от 1973 r, 534375

Составитель С. Макаров

Редактор И, Квачадэе Техред М. Ликович Корректор А. (риценко

Заказ 5496/247 Тираж 901 Подписное

11НИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

11ЭО35, Москва, Ж-Э5, Рауиская наб., д, 4/5

Филиал ППП Патент, г, Ужгород, ул. Прс ктн- и, 4