Колесно-шагающий движитель
Иллюстрации
Показать всеРеферат
всксоюн я Т щлткнт: .И библиотека и1БА
А Н И Е 1Ц 5а4з86
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено07,04.75 (21) 2121603/11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет(43) Опубликовано05.11.76.Бюллетень № 41 (45) Дата опубликования описания 23.02.77 (51) М. Кл.
В 62 Д 57/02
Гооударотвенный квинтет
Совета Министров СССР
AD делам изаоретений и открытий (53) УДК 62>.113. .033(088.8) (72) Авторы изобретения
И. Ф. Кажукало, М. М. Кузьмин и В. К. Мишкинюк (71) Заявитель (54) КОЛЕСНО-ШАГАЮЩИЙ ДВИЖИТЕЛЬ
Изобретение относится к транспортным средствам повышенной проходимости и, в частности, к таким, которые оборудованы колесно-шагающими движителями.
Известен колесно-шагающий движитель, 5 ходовое колесо которого шарнирно прикреплено к концу рычага, поворотно установленного другим концом к корпусу транспортного средства, содержащий привод вращения рычага и колеса, имеющий солнечную шес- 10 терню, зацепленную через паразитное колесо с установленным на рычаге сателлитом, жестко соединенным своею осью с ходовым колесом.
Недостатком известного движителя явля- т ется кинематическая сложность передачи, имеющей двухзвенный рычаг, звенья которого должны вращаться с различными угловыми скоростями или же должны быть заблокированы от взаимного проворота. 20
Пель изобретения упрощение конструкции движителя.
Это достигается тем, что ходовое колесо расположено эксцентрично оси сателлита, а солнечная шестерня, снабжена блоком сцен- 5 ления для соединения ее попеременно с корпусом и рычагом, а также тем, что блок сцепления состоит из двухсторонней муфты, включающей центральный диск, связанный с солнечной шестерней, и две полумуфты, одна из которых соединена с корпусом, а другая — с рычагом.
На фиг. 1 дано схематическое изображение движителя в разрезе; на фиг, 2кинематика работы движителя.
Движитель состоит из ходового колеса
1, установленного шарнирно на конце рычага 2, поворотно установленного другим концом к корпусу 3 транспортного средства, содержащего привод 4 вращения рычага 2 и колеса 1. Он имеет солнечную шестерню 5, зацепленную через наружное колесо 6 с установленным на рычаге сателлитом 7, который своей осью жестко соединен с ходовым колесом 1, расположенным эксцентрично оси сателлита 7, а солнечная шестерня 5 снабжена блоком сцепления для соединения ее с корпусом 3 и рычагом 2.
Блок сцепления выполнен в виде двусторонней муфты, центральный диск 8 которой
534386 связан с солнечной шестерней 5, одна полумуфта 9 - с корпусом 3, другая 10 — с рычагом 2.
Колесно-шагающий движитель работает следующим образом.
Движение в колесном режиме осуществ ляется при блокировке центрального диска
8 и полумуфты 10 в таком положении, ког да геометрическая ось ходового колеса 1 совпадает с осью вращения рычага 2 в корпусе 3. В этом случае при вращении вала привода 4 вращение ходовое колесо l аачинает вращаться совместно с рычагом 2 как единое целое, обеспечивая передвиже ние в обычном колесном движителе.
Движение в режиме колесного шагания осуществляется при блокировке центрального диска 8 и полумуфты 9 в таком положении, когда рычаг 2 перпендикулярен продольной оси транспортного средства, а геометрическая ось ходового колеса 1 совпадает с осью вращения рычага 2 в корпусе 3. В этом случае при вращении вала привода 4 вращения ходовое колесо 1 и рычаг 2 вращаются с угловыми скоростями, равными по величине, но противоположными по знаку, а геометрическая ось ходового колеса 1 совершает продольные возвратно-поступательные перемещения относительно корпуса транспортного средства. Перемещение корпуса транспортного средства в режиме колесного шагания при совместной работе всех механизмов движителя может осуществляться следующими способами:
- непрерывное перемещение при вращении всех валов приводов 4 вращения с соответствующими переменныьж угловыми скоростями;
- прерывное передвижение, когда последовательно все колеса при неподвижном корпусе включением соответствующих приводов выносятся в направлении движения, а затем о повременным включением всех приводов в том же направлении корпус транспортного средства переносится отна сительно ходовых колес.
Применение изобретения позволяет при сравнительно простой конструкции обеспечить высокую проходимость транспортному средству, осуществляя колесный ход на твердом грунте и колесно-шагающий в условиях бездорожья.
Формула изобретения
1, Колесно» шагающий движитель ходо вое колесо которого шарнирно прикреплено к концу рычага, поворотно установленного другим концом к корпусу транспортного средства, содержащий привод вращения рычага и колеса, имеющий солнечную шестерню, зацепленную через паразитное колесо с установленным на рычаге сателлитом, жестко соединенным своей осью с ходовым колесом, отличающийся тем, ЗВ что, с целью упрощения его конструкции
t ходовое колесо расположено эксцентрично оси сателлита, а солнечная шестерня снабжена блоком сцепления для соединения ее попеременно с корпусом и рычагом.
2. Движитель по п, 1, о т л и ч а юшийся тем, что блок сцепления состоич из двухсторонней муфты, включающей центральный диск, связанный с солнечной шестерней, и две полумуфты, одна из которых соединена с корпусом, а другая — с рычагом.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
Патент США No 3842926 по кл. 180-8, 1974 г.
Заявка СССР Ы 2112271/27-11 от
4Ф 03. 1975 г. того же заявителя, по которой принято решение о выдаче авторского свидетельства.
534386
Составитель Д. Аптер
Редактор И, Квачадзе Техред Н. Андрейчук Корректор Н. Ковалева
Заказ 5527/244 Тираж 830 Подписное
БНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушскан наб., д. 4/5 филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4