Весовой дебитомер для нефтяных скважин
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Ис.по< вит. о (1) 534562
Союз Советских
Социалистических
Республик о и и с ню-а
ИЗОЬРИТЯНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДИТВЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено.12. 1О.73 (21) 1966059/03 с присоединением заявки .№вЂ” (23) Приоритет (43) Опубликовано 05.11.76.Бюллетень № 41 (45) Дата опубликования описания12.05.77 (51) М. Кл.з.
Е21В 47/10
Гасударственный иамитет
Совете Министров СССР ао делам изобретений и открытий (53) УДК681.121 (088.8) B. И. Ионов, Б. В, Шитов, А. Н, Кезь и E. А, Родюшкин (72) Авторы изобретения
Ордена Ленина нефтегазодобывающее управление
"Туймазанефть" (71) Заявитель (54) ВЕСОВОЙ ДЕБИТОМЕР ДЛЯ НЕФТЯНЫХ
СКВАЖИН
Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности и предназначено для замера весового дебита скважин по жидкости.
Известен весовой дебитомер для нефтяных скважин, состоящий из весового механизма, включающего мерный барабан и контргруз, вращающийся на горизонтальной оси, и регистратора °
Недостатком указанного дебитомера является неизбежность погрешности при изме- 1О рении весового дебита скважинной жидкости с изменяющимся во времени удельным весом, вызываемой формой мерных секций барабана.
Отвешивание жидкости в секции происходит при определенном вращающем моменте, соз- <5 даваемым весом жидкости относительно оси вращения. В зависимости от удельного веса уровни жидкости в секции-секторе будут ра личными и различными будут расстояния от центра тяжести жидкости до оси вращения.
Следовательно, различными будут и отвешиваемые количества жидкости.
С целью повышения точности замера дебита скважинной жидкости мерный барабан выполнен в виде двух диаметрально располо- женных от оси вращения цилиндрических камер, а контргруз выполнен в виде двух рае ного объема симметрично расположенных относительно оси вращения, сообщающихся между собой цилиндрических камер, заполнен ртутью, количество которой равно половине объема камеры, причем центральный угол взаимноо го пересечения камер контргруза равен 48 а угол между плоскостями, проходящими через геометрические оси цилиндрических камер меоного барабана и контргруза составляет
24 .
На фиг. 1 и фиг. 2 изображена принципиальная схема весового механизма.
Весовой механизм состоит из мерного барабана 1, представляющего собой две равноо объема цилиндрические камеры 2 и 3, расположенные диаметрально относительно оси горизонтальной оси вращения 4. Каждая из камер имеет окно для поступления жидкости и окно для слива и контргруза 5, представляющего собой две равного объема сообщающиеся симметрично. расположенные относительно горизонтальной оси вращения 4 и соединенные между собой боковыми поверхностями
534562
0 под центральным углом в 48 цилиндрические камеры 6 и 7. Контргруз заполнен ртутью в объеме половины камеры. М ерный барабан 1 и контргруз 5 соединены между собой так, что угол между плоскостями, проходящими через геометрические оси цилиндрических камер меро ного барабана и контргруза составляет 24 .
На фиг. 1 показано положение мерного барабана 1 и контргруза 5 в начале заполнения жидкостью верхней камеры 2, В это вре- î мя контргруз 5 занимает вертикальное положение, а обе камеры мерного барабана еще пусты,и смещены на 24о от вертикали. По мере наполнения камеры 2 увеличивается вес жидкости в ней, возрастает вращающий момент и система "мерный барабан - контргруз начинает поворачиваться вокруг оси 4, При достижении мерным барабаном горизонтального положения, которое изображено на фиг. 2, вращающие моменты, создаваемые весом жид20 кости и ртути, достигают своих максимальных значений.
Ртуть из камеры 7 контргруза начинает переливаться в камеру 6,. происходит нарушение равновесия между жидкостью и рту25 тью, которое вызывает дальнейший резкий поворот системы до вертикального положения контргруза и слив жидкости из камеры 2.Цикл одного взвешивания на этом заканчивается.
За этот цикл система мерный барабан— контргруз" поворачивается íà 180о, камеры мерного барабана и контргруза меняются местами. Следующий цикл взвешивания про35 ,исходит в камере 3 аналогично.
Один и тот же вес при различных удельных весах скважинной жидкости занимает разные объемьг и уровни взлива в цилиндричес.ких камерах барабана, но сила этого веса жидкости всегда проходит через центр цилиндра, не изменяя плеча, следовательно, не изменяя и вращающего момента, Таким образом, изменяющийся удельный вес жидкости при данной форме мерного барабана не будет сказываться на точности дебитомера.
Формула изобретения
Весовой дебитомер для нефтяных скважин, состоящий из весового механизма, включающего мерный барабан и контргруз, вращающиеся на горизонтальной оси, и регистратора, отличающийся тем, что, с целью повышения точности замера дебита скважинной жидкости, мерный барабан выполнен в виде двух диаметрально расположенных от оси вращения цилиндрических камер, а контргруз выполнен в виде двух равного объема симме т рично расположенных относительно оси вращения, сообщающихся между собой цилиндрических камер, заполнен ртутью, количество которой равно половине объема камеры, причем центральный угол взаимного пересечения као мер контргруза равен 48, а угол между плоскостями, проходящими через геометрические оси цилиндрических камер мерного барабана и контргруза составляет 24, 534562
Риг. s Риг.7
Составитель E. Родюшкин
Техред Н а урка Корректор А. Алатырев
Редактор С. Титова
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Заказ 548О/236 Тираж 69О Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113О35, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5