Устройство для очистки гидравлической системы регулирования турбины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

on и сан и е „„„....

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Сфватсва

Соцнвлнстичесеееа

Республнк

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено23.07.75 (21) 2159945/06 с присоединением заявки № (23) Приоритет (51) М. Кл е

ГOlj3 17/26

ГО1Р 25/20

Гасударственный комитет

Совета Министров СССР оо делам изобретений и открытий (43) ОпУбликованоО5.11.76.Бюллетень № 41 (53) УДК 621.165-729.4 (О88.8) (45) Дата опубликования описания 13.05.77

Лыско, А. М, Балашов и О. Н. Воронов (72) Авторы изобретения

Всесоюзный дважды ордена Трудового Красного Знамени теплотехнический научно-исследовательский институт им, Ф, Э, Дзержинского (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЧИСТКИ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ

СИСТЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТУРБИНЫ

1

Изобретение относится к теплоэнергетике и может быть использовано в гидравлических системах регулирования турбомашин.

Известно устройство для очи и гидрав- 5 лической системы от механических загря нений, содержашее клапан на конце специальной трубы, подсоединенной к детали, поверхность которой подвергается очистке (1) .

l0

Это устройство создает гидравлический удар, что способствует отделению загряэнений от поверхности деталей.

Однако указанное устр ойство неприменимо для очистки сложной гидравлической системы с большим числом узлов и трубопроводов, какой является система регулирования турбины.

Известно также устройство для очистки гидравлической системы регулирования турбины, содержашее промывочный золотник, установленный в корпусе отсечного золотника главного сервомотора, линии подвода рабочей жидкости к корпусу зо2 лотника обратной связи и к промежуточному усилителю (2).

В процессе очистки разделяют систему на отдельные контуры, используя запорные вентили на трубных перемычках и промывочными золотниками управляют расходом рабочей жидкости, прокачиваемой через корпуса золотников и сервомоторов. Данное устройство является наиболее близким к изобретению из известных технических решений.

Однако это. устройство не обеспечивает высокой эффективности очистки, так как скорости рабочей жидкости оказываются недостаточно велики. Кроме того, при промывке не всегда удается предохранить от засорения регулировочные окна в буксах и полости сервомотора.

Целью изобретения является повышение эффективности очистки путем создания гидравлических ударов в системе.

Это достигается тем, что в корпусе золотника обратной связи установлен вра-. щающийся золотник, в стенке которого выполнены сливные окна и каналы со слив534574

20

45 ными тангенциальными участками, имеющими выходные отверстия на торцах золотника и входные отверстия íà его боковой поверхности, одна из групп которых расположена в плоскости сливных окон, а другая — вне этой плоскости.

Для предохранения от засорения при промывке регулировочных окон в буксах внутри последних помещены защитные гильзы с окнами подвода рабочей жидкости.

Для предохранения от засорения полостей сервомотора промывочный золотник снабжен поршнями, расположенными напротив окон подвода рабочей жидкости к полостям сервомотора. 15

На фиг. 1 схематически показано предлагаемое устройство; на фиг. 2 — вращак щийся золотник в плоскости сливных окон и вне плоскости сливных окон, продольный разрез.

В корпусе 1 золотника обратной связи штатные золотник и букса, имеющая узкие регулировочные окна, заменены вращающимся золотником 2 и буксой 3 со сливными окнами соответственно 4 и 5, выполненными 25 против окон подвода рабочей жидкости вкорпусе. Подвеска золотника 2 осуществлена на опорно-упорном подшипнике 6. В стенке золотника 2 имеются две группы каналов с входными отверстиями, располо- З0 женными на боковой поверхности золотника со стороны подвода жидкости, и сливными тангенциальными участками с выходными отверстиями на торцах золотника: группа

7 и 8 расположена в плоскости сливных окон, а группа 9 и 10 в глухой части стенки золотника.

Для отсечного золотника с легко вынимаемой буксой эта букса и золотник заменены промывочным золотником 11, устанав- 4о ливаемым в штатном корпусе 12 и перекрывающим своими поршнями окна подвода рабочей жидкости к полостям главного сервомотора.

Для золотника с трудно вынимаемой буксой с целью предохранения от засорения регулировочных окон, а также камер между буксой и корпусом, в буксе 13 устанавливается защитная гильза 14.

Связь между корпусом золотника обратной связи и отсечным золотником осуществляется штатным трубопроводом 15 (линия обратной связи), связь линии обратной связи с корпусом золотника промежуточного усилителя осуществляется трубо55 проводом 16 (линия промежуточного усиления). На время промывки золотник промежуточного усилителя удаляется. Этим обеспечивается непосредственная связь линии 15 и 16 со сливом.

4

При промывке рабочая жидкость направляется промывочным золотником 11 или гильзой 14 в линии 15 и 16. Вра« щаясь, золотник 2 резкими поочередными открытиями и закрытиями сливных окон 5 создает в системе гидроудары, что приводит к возникновению упругих волн на омываемых жидкостью поверхностях. При. этом механические загрязнения в системе испытывают попеременное ударное воздействие фронта повышения и понижения давления, что уменьшает их сцепление с внутренними поверхностями трубопроводов и деталей системы регулирования.

Подход к сливным сечениям системы волны повышения давления приводит к соответствующему мгновенному повышению скорости потока, что также способствует более качественной отмывке системы.

Кратковременные изменения давления в трубопроводах вызывают упругие деформации их стенок. При этом от стенок отслаиваются продукты коррозии и другие механические частицы и смываются потоком жидкости. Вращение золотника осуществляется за счет двух групп каналов с входными отверстиями, расположенными со стороны подвода жидкости, и сливными тангенциальными участками в торцовых частях золотника.

Так как каналы группы 7 и 8 расположены в зоне сливных окон, когда давление у золотника снижается, а каналы 9 и 1 0 в глухой части, когда давление достигает максимального значения (гидроудар), то вращение золотника неравномерно. В зоне действия каналов группы 7 и 8 вращение замедляется, тем самым создаются условия для выноса механических загрязнений жидкостью. B момент перекрытия сливных окон (зона действия каналов группы 9 и

10) возникает гидроудар, значение .давления в каналах 9 и 10 достигает максимальной величины, и золотник проворачивается.

В момент гидроудара обеспечивается э фективная очистка трубопровода к золотникам промежуточного усиления.

Соотношение, включающее часть периметра, охватываемую глухой частью золотника, скорость вращения золотника 2, зависящую от величины сечения тангенциальных отверстий, и давление рабочей жидкости при открытых сливных окнах золотника, определяет величину гидроудара. Эта величина не должна быть выше значений гидроударов, возникающих в процессе работы системы, и выбирается из условий прочности трубопроводов и сопряженных с ними деталей.

534574

Устройство опробовано на турбинах с водяной и масляной системой регулирования и позволяет значительно сократить время промывки системы и простоя турбины, повысить надежность последуюшей работы системы регулирования.

Формула изобретения

1. Устройство для очистки гидравлической системы регулирования турбины, содержашее промывочный золотник, установленный в корпусе отсечного золотника глав- ного сервомотора, буксы с регулировочными окнами и линии подвода рабочей жидкости к корпусу золотника обратной связи и к промежуточному усилителю, о т л ичаюшееся тем, что, сцельюповы- 20 шения эффективности очистки путем создания гидравлических ударов в системе, в корпусе золотника обратной связи установлен врашаюшийся золотник, в стенке которого выполнены сливные окна и каналы со с лив- 25 ными тангенциальными участками, имеюшими выходные отверстия на торцах золотника и входные отверстия íà его боковой поверхности, одна из групп которых расположена в плоскости сливных окон, а другая — вне этой плоскости.

2. Устройство но п. 1, о т л и ч а юШ е е с я тем, что, с целью предохранения от засорения при промывке регулировочных окон в буксах, внутри последних помешены защитные гильзы с окнами подвода рабочей жидкости.

3. Устройство по и. 1, о т л и ч а к ш е е с я тем, что, с целью предохранения от засорения при промывке полостей серво мотора, промывочный золотник снабжен поршнями, расположенными напротив окон подвода рабочей жидкости к полостям сервомотора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Авторское свидетельство СССР № 325475, кл. Р 28 Л 5/00, 1971.

2. Авторское свидетельство СССР № 311020, кл. F 01 2 25/33, 1970, 534574

Составитель А, Калашников

Техред Н. Бабурка Корректор A. Алатырев, !

Редактор М. Васильева

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4. Заказ 54801236 Тираж 690 Подписное

UHHHfIH Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж -35, Раушская наб., д. 4/5