Датчик температуры для сигнализации о пожаре
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(ii) 5 34655
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДИТИЛЬСТВУ (6l) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено10.01.75 (21) 2099246/24 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опублнковано05.11.76.Бюллетень № 41 (45) Дата опубликования описания07.01.77 (51) М. К .
G 01 К 5/14
1осударственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК654.92 (088. 8) А.A. Крычов, О.С. Берзон, И.Г. Левинтан, В.И. Синицин и И.В. Емельянов (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) ДАТЧИК. ТЕМПЕРАТУРЫ ДЛЯ СИГНАЛИЗАЦИИ
О ПОЖАРЕ
Изобретение относится к средствам измерения температуры и может быть использовано в авиационной технике.
Известны датчики температуры возникновения пожара, принцип работы которых основан на использовании явления возникновения термо-э,p„c. в термопарах при изменении температуры окружающей их среды.
Так, например, датчик температуры представляет собой термобатарею, собранную из последовательно соединенных хромель-копелевых термопар, состоящих из рабочих малоинерционных спаев и нерабочих инерционных спаев. При быстром нагревании датчика чувствительные элементы малоинерционных спаев нагреваются значительно скорее инерционных, в результате этого возникает разность температур нагрева рабочих и нерабочих спаев термобатареи, и на выходе датчика появляется термо-э.д.с., вызывающая ток в обмотке блока управления с последующим включением светового или звукового сигнала в кабине самолета с возникновением пожара в контролируемом отсеке
Кроме того, известен датчик температуры для сигнализации о пожаре на самолете, содержащий герметичную газонаполненную колбу из неэлектропроводного материала, в узкой части полости которой помещено подвижное тело из жидкого электропроводного материала, замыкающее при контролируемых температурах электроконтакты сигнального устройства, укрепленные на внутренней поверхности колбы с последующей выдачей сигнала (2), Известные датчики температур на основе хромель-копелевых термопар ненадежны, требуют для усиления сигнала электронных частей, т.е. блоков управления, вследствие неисправностей которых возможно получение ложного сигнала о пожаре. Использование блоков управления требует обслуживания и ремонта, а также приводит к увеличению
gp веса используемой на самолете системы сигнализации о пожаре.
Датчики температуры по типу герметично-газонаполненной колбы с подвижным телом из жидкого электропроводного матери25 ала не обладает большой чувствительностью
534655 в широком диапазоне температур при возникновении пожара в отсеке.
Пель изобретения - повышение чувствительности датчика.
Это достигается путем установки в широкой части полосы колбы сердечника из газопоглошаюшего сорбируюшего материала.
Сердечник может быть выполнен из интерметаллического соединения редкоземельного элемента с кобальтом или немагнитным никелем, а полость колбы заполнена водородом.
На чертеже изображен предлагаемый датчик.
Датчик температуры состоит из колбы
1, выполненной из высокотемпературного неэлектропроводного стекла. Внутри колбы помещен сердечник 2 из ингерметаллического соединения редкоземельного элемента с кобальтом или немагнптным никелем. Колба заполнена водородом. B узкой части колбы помещено подвижное тело 3
15 пз жидкого электропроводного материала (ртуть). На наружной поверхности колбы
cЬС
1 вокруг сердечника 2 смонтирован нагреватель 4, подключенный к источнику пита» ния через электропровод 5. Нагреватель закрыт изолирующим материалом 6. Колба
1 снаружи имеет выступы для крепления кожуха 7 через вкладыши 8 посредством винтов 9. По длине узкой части колбы в двух местах смонтированы электроконтакты
10 и 11, которые соединены с электропроводом 12, проходящим через вкладыши 8.
Для исключения проникновения подвижного тела 3 в широкую часть колбы у основания узкой части имеется сужение 13. Датчик температуры работает по принципу повышения давления газа с увеличением температуры, 40
При повышении окружающей температуры водород нагревается и повышается давление внутри колбы. Когда давление достигает значения, соответствующего заранее уста45 новленному уровню температуры, под дейст вием давления подвижное тело перемещается и замыкает электроконтакты 10, образуя электрическую цепь между источником энергии и сигнальным устройством. бО
При дальнейшем повышении температуры, вызывающим дополнительное перемещение подвижного тела 3, замыкаются электроконтакты 11, в результате чего включаются сигнальные устройства.
При нормальной окружающей температуре значительная часть содержащегося в колбе водорода связана сорбирующим материалом
=ердечника 2.
Повышение окружающей температуры и связанный с этим нагрев колбы и установленного в нем сердечника вызывает десорбцию водорода, В результате скорость повышения давления в колбе повышается относительно скорости роста давления, обусловленного нагревом несвязанного водорода, заполняющего колбу до нагрева. Благодаря этому датчик реагирует на меньшие изменения окружающей температуры, что и определяет повышение его чувствительности.
Процесс выделения или поглощения газа обратим и,ожет выполнчться неоднократно. Датчик температуры снабжен системой проверки с полной иммитацией условий пожара при наземной проверке, путем вклк чения нагревателя 4.. Предлагаемый датчик температуры обладает повышенной чувствительностью, не требует электронных устройств, т.е. блоков управления и рассчитан на неограничечный срок службы и при этом не меняет своих характеристик и не требует обслуживания и ремонта. При опасном повышении температуры в отсеке датчик выдает сразу же на табло в кабине самолета сигнал.
Формула изобретения
1. Датчик температуры для сигнализации о пожаре, содержащий герметичную газонаполненную колбу из неэлектропроводного материала, в узкой части полости которой расположено подвижное тело из жидкого электропроводного материала и электроконтакты сигнального устройства, укрепленные на внутренней поверхности колбы, о тл и ч а ю ш и и с я тем, что, с целью повышения его чувствительности, в широкой части полости колбы установчен сердечник из газопоглощающего сорбируюшего материала, 2. Датчик по п.l, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что сердечник выполнен из интерметаллического соединения редкоземельного элемента с кобальтом или немагнитным никелем, а полость колбы заполнена водородом.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Авторское свидетельство СССР
N10828,,кл. Cj01 К. 5/72, 1929.
2. Авторское свидетельство СССР № 137422, кл. 601 К 5/72, 21,01.60.
Составитель С. Тыняная
Редактор С. Титова Техред М, Левицкая К.орректор И, Гокси:, Заказ 5498, 245 Тираж 814 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Филиал ППП "Патент", r, Ужгород, уп. Проектная, 4