Электропривод постоянного тока
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ш1 535698
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 06.04.70 (21) 1426929/07 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 15.11.76. Бюллетень № 42
Дата опубликования описания 18.11.76 (51) М. Кл.з Н 02Р 1/22
Государстеекнык комитет
Совета Министров СССР (53) УДК 621.316.718 (088.8) по делам изобретений н открытий (72) Авторы изобретения
Г. И. Онуфриенко, О. П. Медведев, И. Б. Крючков, А. М. Чуксин и В. А. Петров (71) Заявитель (54) ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА
Изобретение относится к области электротехники.
В известных устройствах для управления двухобмоточ ными электродвигателями однополюсного реверсирования используется только одна обмотка возбуждения, которая имеет несколько секций, а каждая секция оборудуется выводами, поэтому используется дополнительная коммутирующая аппаратура (1 и
2). Однако такие устройства имеют ограниченный диапазон регулирования скорости и низкие энергетические показатели из-за потери энергии в схемах с источником питания с нерегулируемым напряжением в реостатах.
Прототипом изобретения является устройство с двухобмоточным электродвигателем постоянного тока, содержащее два контактора, катушки которых через переключатель соединены с источником постоянного тока, а контакты — последовательно с обмотками возбуждения двигателя, при этом наружные выводы обмоток возбуждения соединены через контакты переключателя и регулируемое сопротивление с наружным выводом обмотки якоря (3).
Недостатками этого устройства являются большое число коммутируемых элементов и ограниченный диапазон регулирования.
Для получения пониженной регулируемой скорости вращения в реверсивных режимах работы и упрощения схемы в предлагаемом электроприводе последовательно со вторым переключателем включен ключевой элемент независимого управления, цепи управления обоих переключателей объединены, причем
5 схема соединения выполнена так, что при подключении одной обмотки возбуждения к одному полюсу питания и включении ключевого элемента в первой обмотке протекает суммарный ток якоря и второй обмотки, вторая об10 мотка возбуждения с регулируемым сопротивлением подключена параллельно обмотке якоря с последовательно включенным регулируемым сопротивлением.
На чертеже дана схема описываемого элек15 тропривода.
Электропривод содержит релейный блок с коммутирующими контакторами 1 и 2, блок регулятора скорости с регулируемыми сопротивлениями 3 и 4, электродвигатель 5 последо20 вательного возбуждения с двумя обмотками 6 и 7 для однополюсного реверсирования, переключатель 8 и выключатель 9. Наружные выводы обмоток 6 и 7 возбуждения электродвигателя постоянного тока подключены к кон25 тактам контакторов 1 и 2 и выводам переключающего контакта переключателя 8, к общему выводу которого подключен выключатель 9.
Выключатель 9 через регулируемые сопротивления 3 и 4 подключен к наружному выводу
30 якоря электродвигателя 5. К другим контак535698
45 там переключателя 8 подключены катушки 10 и 11 контакторов 1 и 2.
Коммутирующие контакторы 1 и 2, управляемые одним полюсом двухполюсного переключателя 8 с нейтральным положением, подают питание на вывод соответствующей обмотки 6 или 7 возбуждения требуемого направления вращения. Вывод якоря электродвигателя 5 подключен к другому полюсу источника питания. Другой полюс переключателя 8 подключает к выключателю 9 обмотку 7 или 6 возбуждения. Для того, чтобы получить пониженную скорость вращения, включают выключатель 9, контакт которого через регулируемые сопротивления 3 и 4 подключает обмотку 7 (или 6) параллельно якорю электродвигателя 5. По обмотке 6 (или 7) протекает суммарный ток якоря электродвигателя 5 и обмотки 7 (или соответственно 6). Магнитные потоки обмоток 6 и 7 действуют согласно, двигатель вращается с пониженной скоростью вращения. Для перехода на нормальную скорость выключатель 9 устанавливают в положение «Отключено». Контакт выключателя 9 разрывает цепь, состоящую из переключателя
8 и регулируемого сопротивления 3. В этом режиме под током находится только одна обмотка возбуждения 6 (или 7).
При необходимости пуска электродвигателя на пониженной скорости включают выключатель 9, а затем переключатель 8. Контакты переключателя 8 автоматически собирают схему соединения обмоток возбуждения. Для отключения электродвигателя в режиме работы с нормальной скоростью вращения при отключенном выключателе 9 переключатель 8 устанавливают в нейтральное положение. Для остановки электродвигателя на пониженной скорости вращения при включенном выключателе 9 переключатель 8 устанавливают в нейтральное положение. Контакты переключателя
8 через коммутирующий контактор 1 или 2 отключают обмотку 6 или 7 от источника питания.
Более точная остановка электродвигателя обеспечивается режимом торможения противовключением. При включенном выключателе
9 переключателем 8 следует произвести реверс электродвигателя. Контакты переключателя 8 подключают выводы соответствующих обмоток 6, 7 возбуждения к полюсу источника питания и регулируемым сопротивлениям 3 и 4, которые подключены к выводу якоря электродвигателя 5.
Формула изобретения
Электропривод постоянного тока, содержащий электродвигатель постоянного тока с двумя обмотками однополюсного реверсирования, которые с одной стороны подсоединены к одному из выводов якоря электродвигателя, а с другой стороны — к одному из полюсов источника питания через коммутирующие элементы, управляющие цепи которых связаны с источником питания через переключатель, обеспечивающий попеременное включение их, и второй переключатель, взаимно исключающие выводы которого подсоединены к выводам обмоток возбуждения со стороны источника питания, а общий вывод связан со вторым полюсом питания и вторым выводом якоря, отл и ч а ю шийся тем, что, с целью получения пониженной регулируемой скорости вращения в реверсивных режимах работы и упрощения схемы, последовательно со вторым переключателем включен ключевой элемент независимого управления, цепи управления обоих переключателей объединены, причем схема соединения выполнена так, что при подключении одной обмотки возбуждения к одному полюсу питания и включении ключевого элемента в первой обмотке протекает суммарный ток якоря и второй обмотки, вторая обмотка возбуждения с регулируемым сопротивлением подключена параллельно обмотке якоря с последовательно включенным регулируемым сопротивлением.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Авт. св, № 202294, М. КлР Н 02Р 5/06.
2. Авт. св. № 192277, М. КлР Н 02Р 7/24.
3. Патент США № 2137721, кл. 318 — 252, 1938.
535698
Составитель М. Нездюр
Редактор А. Пейсоченко Техред А. Камышникова Корректор А. Галахова
Заказ 2367/14 Изд, Мо 1747 Тираж 882 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, 5К-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2