Каркас безопасности кабины транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИ Е
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
< 536ОЗ!
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 16.06.75 (21) 2И6140/11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (43) Опубликовано 25.11.76. Бюллетень № 43 (45) Дата опубликования описания 14.02.77 (51) М.Кл,2 В 62 D 33/06
В 60 R 21/02
Тосударствеииый комитет
Совета Министров СССР (53) УДК 629,113.011. .62 (088.8) по делам изобротвиий и открытий (72) Авторы изобретения
P В. Федосов, Л. A. Упорина и Д. В. Шмайгер (71) Заявитель (54) КАРКАС БЕЗОПАСНОСТИ КАБИНЫ
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к,конструкции кабин самоходных машин, преимущественно тракторов, оборудованных каркасами безопасности.
В соответствии с требования ми, предъявляемыми к кабинам тракторов,,прочность каркаса должна быть достаточной, чтобы з случае опрокидывания трактор каркас мог поглотить часть энергии удара, сохранив при этом зону безопасности.
Известен каркас безопасности кабины трактора, содержа щий трубчатые элементы крыши с закреплен lbIAIH к ним пружинящими гофрированными листами (1).
Однако в известном каркасе безопасности гофрированные листы расположены лишь в плоскости крыши, что не обеспечивает эффективного поглощения энергии удара вертикальными стойками каркаса кабины.
Известен и другой каркас безопасности кабины трактора, содержащий вертикальные стойки ко|робчатого прямоугольного сечения.
На жесткой, кромке крыши по периметру расположены продольные, .выступающие в стороны сминаемые козырьки, внутри которых установлены деформируемые элементы, гасящие энергию удара (2).
Однако в этой конструкции козырьки поглощают только часть энергии удара за счет собственной деформации, не увеличивая жесткости каркаса, в силу чего при значительном ударе может наблюдаться перемещение стоек .и разрушение .каркаса, а также нарушение зоны безопасности.
В соответствии с ГОСТом 7057-73 элементы каркаса в поперечном сечении,при ударе сбоку не должны входить в зону безопасности, при этом минимальное расстояние от де10 формируемого элемента каркаса в точке приложения силы до оси, проходящей через середину сиденья, не должно быть меньше
100 мм.
Цель изобретения — увеличение прочно15 сти каркаса безопасности кабины.
Для этого гофрированные элементы расположены в вертикальных стойках каркаса. при этом выступы одного из гофрированных элементов установлены во впадинах противо20 положного элемента с зазором .между вершиной каждого выступа и соответствующей впадиной, не превышающим величины упругой деформации стенки стойки, а ширина высту. па равна ширине впадины на высоте этого
25 з азор а.
Благодаря такой конструкции каркаса безопасности кабины, при изгибе стойки каркаса в случае опрокидывания трактора гофрированные профили, перемещаясь относительно друг друга по боковым граням и сми536081 наясь, постепенно гасят энергию удара,,при этом увеличивается жесткость стойки, максимум которой достигается при полном смыкании профилей по периметру.
На,фиг. 1 изображен каркас безопасности кабины транспортного средства, вид сбоку; на фиг. 2 —,поперечное сечение вертикальной стой ки каркаса безопасности (разрез А — А на фиг..1).
Каркас 1 безопасности содержит верти кальные стойки 2, имеющие коробчатое пря моугольное сечение. К продольным сторонам стойки 2 прива репы по всей длине гофрированные элементы 3 и 4 так, что выступ элемента 4 на одной стороне стойки 2 входит во впадину элемента 8, расположенного на противоположной стороне, при этом зазор «б» между вершиной, выступа и дном впадины должен быть не болеее величины упругой деформации, рассчитанной для стенок стойки, а ширина «в» выступа гофра равна ширине
«а» впадины на высоте этого зазора. Зазор
«б» между вершиной каждого выступа и соответст вующей впадиной выбирается с учето м восстановления,формы поперечного сечения стойки,п р и сняти и н а груз ки.
При ударе,в случае опрокидывания трактора происходит деформация сторон стойкп
2. Боковые грани гофрированных элементов
8 и 4, перемещаясь относительно .друг друга и сминаясь, постепенно гасят энертию удара за счет преодоления возникающих сил трения и упругой деформации гофрированных элементов, при этом увеличивается жесткость конструкции в целом, препяпствуя разрушению каркаса кабины и оохраняя;зону безопасно,спи.
Количеспво выступов па гофрированных элементах 8 и 4, устанавливаемых в вертикальные стойки 2, тем больше, чем больше вес трактора.
Формула .изобретения
Каркас безопасности кабины транспортного средства, преимущественно трактора, содержащий вертикальные стойки коробчатого пряиоугольного сечения и гофрированны. элементы, отл ичающи йся тем, что, с целью увеличения его прочности, гофрированные элементы расположены в вертикальныч стойках, при этом выступы одного из гофрированных элементов установлены во впадина.; противоположного элемента с зазором между вершиной каждого выступа и соответствующей впадиной, не превышающим, величины упругой деформации стенки стойки, а ширина выступа равна ширине впадины на высоте этого зазора.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Патент ФРГ М 1680681, кл. 63 С, 45, выкладка 1970 r.
2, .Патент ФРГ № 1270427,,кл. 63 С, 45, выкладка 1968 г. (прототип);
536081
Стиг юг Z
Составитель А. Смольская
Техред М. Семенов
Корректор В. Гутман
Редактор Н. Козлова
Тип. Харьк. фил. пред, <Патент» Заказ 1144 1754 Изд. № 324 Тираж 830 Подписное
НИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5