Устройство для дискретного регулирования тока электродвигателя

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ;

Союз Советских

Социалистических.Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 19.12.72 (21) 185881807 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (43) Опубликовано 25,11.76. Бюллетень ¹ 43 (45) Дата опубликования описания 19.04.77 (51) М.Кл. Н 02 Р 5/16

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.313.2 (088.8) (72) Авторы изобретения

В. В. Болотов и А. П. Зайцев

Научно-исследовательский институт автоматики и электромеханики при Томском институте автоматизированных систем управления и радиоэлектроники (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО

ДЛЯ ДИСКРЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ТОКА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к электроприводам постоянного тока и может быть использовано для стабилизации тока электродвигателя:как в двигательном, так и в тормозном режимах.

Известны устройства для регулирования тока тяговых электродвигателей, в IKQ TopbIx для исключения одновременного открывания силового и коммутирующего тиристоров имеются блокировочные цепи и элементы (1) и (2).

Однако в этих устройствах блокировка не связана с контролем перезарядных процессов коммутирующего конденсатора. Поэтому для иоклкэчения одновременного открывания силового и ко ммутирующего тиристоров делают увеличенную задержку имгпульсов на их включение, что приводит к повышенным пульсациям тока якоря.

И звестно также устройство для управления электродвигателем постоянного тока, в котором для контроля перезарядных процессов используют дифференцирующие трансформаторы (3).

Однако это устройство характеризуется сложностью блокировки.

Цель изобретения — упростить устройство.

Это достигается тем, что выходные обмотки формирователей импульсов соединены через дифференцирующие цепочки с управляющими электрода ми блокировочных тирпсторов в цепях схем за|пуска тиристорного прерывателя.

На фиг. 1 дана схема предлагаемого уст ройства; на фиг. 2 показан формирователь задержанных им пульсов; на фиг. 3 даны временные диаграммы, поясняющие работу устройства (U> — Уо — напряжения в различных точечках схемы; (,— l7 — текущие значения времени).

1о Устройство для регулирования тока двигателя 1 содержит тиристорный прерыватель 2, который имеет коммутирующий 8 и силовой

4 тиристоры, дифференцирующие трансформаторы 5 и б, а также коммутирующий конденсатор 7, Ток якоря, контролируется датчикам 8. Схема сравнения 9 и блокинг-генератор 10 соединены так, что последний будет генерировать импульсы, когда блокинг- генератор схемы сравнения 9 .не работает. Выходные обмотки дифференцирующих трансформаторов б и 5 соединены соответственно с фо1рмирователями ll и 12 задержанных импульсов. Управляющие электроды силового и коммутирующего тиристоров подключены к

25 схемам запуска 18 и 14.

Формирователь задержанных импульсов

11 (12) состоит из сооственно формирователя им пульсов, выходная обмотка которого последовательно соединена с конденсатором 15 и

30 резистором lб. Снимаемый с резистора lб

536580 зо

55 дифференцирующий импульс подается на управляющий электрод блокировочного тиристора 17,,причем последний включается по заднему фронту импульса формирователя.

При этом от воздействия отрицательного дифференцирующего импульса управляющий электрод защищен диодом (не показан).

Устройство работает следующим образом.

Прп открывании тиристора 4 ток в цепи якоря нарастает, и как только достигнет тока уставши открывается тиристор 8. При этом к тиристору 4 прикладывается обратное напряжение коммутирующего, конденсатора 7 и он за крывается. В зависимости от знака произ водной э.,д.с. самоиндукции на концах обмотки возбуждения при закрывании тиристора 4 ток якоря будет поступать в сеть через диод Д или Д2. Таким образом, в процессе рекуперативного торможения, как и в случае двигательного режима, ток якоря будет пульсировать около тока уставки 1,. (см. фиг. 3).

Контроль за срединам значением тока якоря 1 „осуществляется схемой сравнения 9, на один,вход:которой подается эталонное на пряжение U îïðåäåëÿþùåå уставку тока l,„а на другой — выходное напряжение датчика тока 8. На пряжение датчика тока пилообразной формы, амплитуда которого пропорциональна току якоря 1„при I „ 1„, будет больше эталонного. В этом случае схема сравнения 9 генерирует импульсы на пряжения U>. При отсутствии импульсов U, блокинг-генератор

10 генерирует импульсы U>. Усиленные импульсы U, или U,ïðè помощи схем запуска

18 илн 14 соответственно в,виде Ug или У6 подаются на управляющие электроды тиристоров 4 или 8 при условии, если будет дано разрешение (снята блокировка) формирователями 11 или 12 задержанных импульсов.

При отсутствии блокировки, может произойти случай, когда импульсы U9 поступят на силовой тиристор 4, а коммутирующий конденсатор 7 еще не перезарядится через опкрытый тиристор 8 .в момент времени t>. Поэто,му оба тиристора 8 и 4 останутся в открытом положении, конденсатор 7 разрядится до нуля, что .и,приводит,к срыву коммутации. Этот случай особенно неблагоприятен при рекуперативном торможении, та к как я корь двига теля 1 шунтируется тиристором 4 и возрастание неуправляемого тока может привести к недопустимо большой величине. ,В момент перезаряда коммутирующего конденсатора, навример, через открытый тиристор 8 на выходной обмотке дифференцирующего трансформатора б формируется с

l0

25 крутым пере дним фронтом им пульс напря жения U7 запускающий .формирователь 12 задержанных импульсов.

Во время .формирования им пульса конденсатор 15 будет заряжаться через резистор 16.

В момент, времени t3 по окончании иипульса конденсатор разрядится на у правляющий переход тиристора 17 и он откроется, что означает снятие блокировки. Вот только теперь, начиная с .момента времени t3, очередным импульсом U, в момент времени t4 можно включить схему за пуска 14 и импульсом Ug открыть силовой тиристор 4. К этому времени конденсатор 7 полностью переза ря дится (см. фиг. 3). Длительность импульсов Ug u Ug выбирается такой, чтобы гарантированно, перекрывался перезарядный фронт напряжения коммутирующего, конденсатора. Восстановление исходного состояния тиристора 17 обеспе чивает схема 14 (18). Следующее разрешение на его открывание поступит после окончания очередного периода перезаряда. Аналогичная блокировка действует по другому каналу при перезарядке коммутирующего конденсатора 7 через открытый тиристор 4.

Формула изобретения

Устройство для,дискретного регулирования тока электродвигателя, содержащее датчи к тока, тиристорный прерыватель с ди фференцирующи ми трансформаторами в,цепях силового и коммутирующего тиристоров, входные цепи которых соединены через схемы запуска соответственно со схемами сравнения и блокин г-генератора, а вторичные обмотки ди фференцирующих трансформаторов — с формирователями задержанных импульсов, о тл ич ающ ее с я тем, что, с целью упрощения, выходные обможи,формирователей импульсов через дифференцирующие цепочки соединены с управляющими электродами блокировочных тиристоров в цепях схем за пуска тиристорного прерывателя.

Источники информации, принятые IBo внима ние при экспертизе:

1, Авторское свидетельство СССР № 395296, М. Кл Н 02 P 5/16, 22.05.72.

2. Статья P. К. Гачика и др. «Релейная

САР пускового тока электродвигателя последовательного возбуждения» — В сб.: «Электромеханическая промьицленность», серия «Тяговое и подъемно-транспортное электрооборудование», вып. 4(12), 1972 г.

3. Авторское свидетельство СССР № 434551, М. Кл.2 Н 02 P 5/16, 25.05.71.

536580

Составитель В. Харатьян

Техред E. Петрова

Корректор В. Гутман

Редактор Т. Фадеева

Тип Харьк. фил. пред. «Патент»

1 <2 3<4<6<6

Фиг. о.

Заказ 121/300 Изд. № 433

ЦНИИПИ Государственного комитета по делам изобретений

Москва, Я-35, Раушская

Тираж 899 Подписное

Совета Министров СССР и открытий наб., д. 4/5