Гравитационная шлюпбалка
Иллюстрации
Показать всеРеферат
н
О П И С А Н И Е (11) 537000
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союв Свытоннх
Соолалнотнчво них
Реоаублнн (61) Дополнительное к авт, свид-ву 507482 (22) Заявлено 29.05.73 (21) 1923362/11 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 30.11.76. Бюллетень № 44
Дата опубликования описания 02.11.76 (51) М. Кл. В 63В 23/14
Госуаарственный комитет
Совета Министров СССР ло аелам изобретений и открытий (53) УДК 629.125.65 (088.8) (72) Авторы изобретения
Г. P. Барон и А. В. Бова (71) Заявитель (54) ГРАВИТАЦИОН НАЯ ШЛЮПБАЛКА
Изобретение относится к области судостроения и водного транспорта.
По авт. св. № 507482 известна гравитационная шлюпбалка, содержащая станину, на которой смонтирована стрела, снабженная поворотным хоботом с тягой постоянной длины и поворотным рогом для подвешивания шлюпки. Стрела выполнена из двух шарнирно сочлененных балок, имеющих в местах шарнирного сочленения между собой и хоботом упорные поверхности, ограничивающие поворот стрелы в крайних положениях. Тяга выполнена в виде жесткой связи, шарнирно сочлененной с хоботом и нижней балкой стрелы, а поворотный рог шарнирно соединен вспомогательной жесткой тягой с верхней балкой стрелы.
11ель изобретения — предотвращение возможных ударов шлюпки о борт судна за счет уменьшения раскачивания шлюпки при ее спуске и подъеме, а также снижение мощности лебедки, предназначенной для подъема шлюпки, Эта цель достигается тем, что поворотный рог и блок грузового троса смонтированы в средней части хобота стрелы, на конце ко.
roporo установлен блок, через который запасован оттяжной трос, присоединенный к подвеске шлюпки, причем блок грузового троса смонтирован подвижно на хобота стрелы и снабжен приводом для его перемещения. Кроме того, ось блока грузового троса может быть связана посредством поворотного рычага и гибкой тяги с верхней балкой стрелы и
5 снабжена фигурными выступами, удерживающими блок в средней части стрелы и взаимодействующими с соответствующими впадинами, выполненными на хоботе, причем ось блока в вываленном состоянии шлюпбалки под10 вижно смонтирована в прорези хобота под действием сил натяжения грузового троса, а также связана со штоком гидроцилиндра, установленного в хоботе для возврата ее к середине хобота.
15 На фиг. 1 схематически изображена описываемая гравитационная шлюпбалка в двух крайних ее положениях — походном и вываленном; на фиг. 2, 3 — узлы 1 и II на фиг. 1; на фиг. 4 — разрез по А — А на фиг. 2.
Шлюпбалка содержит установленную на судне 1 станину 2, на которой поворотно с помощью шарнира 3 смонтирована стрела, выполненная из двух шарнирно сочлененных ба. лок, нижней 4 и верхней 5. Балка 5 снабжена поворотным хоботом 6, который с помощью жесткой тяги 7 постоянной длины шарнирно сочлейен с балкой 4, В средней части хобота
6 смонтированы поворотный рог 8 для 1де жания подвески 9 шлюпки и блок 10 грузс 30 вого троса 11. Поворотный рог 8 посредствой рычага 12 шарнирно соединен вспомогательной жесткой тягой 13 с верхней балкой 5 стрелы.
Блок 10 смонтирован на оси 14, поворотной на 90 и перемещающейся вдоль хобота 6 по его прорези а. Для поворота оси 14 и ее перемещения вдоль хобота на нее насажен рычаг 15, шарнирно связанный с гибкой тягой 16, противоположный конец которой соединен с верхней балкой 5. Для удержания блока 10 в средней части хобота 6 на оси 14 выполнены фигурные выступы б, взаимодействующие с соответствующими впадинами в на хоботе 6. Хобот 6 снабжен силовым цилиндром 17, шток которого, воздействуя на ось 14, возвращает блок 10 в его исходное положение — среднюю часть хобота 6.
Для уменьшения раскачивания шлюпки при ее спуске и подъеме на свободном конце хобота 6 установлен блок 18, через который запасован оттяжной трос 19, присоединенный к подвеске 9 шлюпки.
Нижняя часть верхней балки 5 в районе ее шарнирного соединения с нижней балкой
4 снабжена опорным башмаком 20, взаимодействующим в вываленном положении стрелы с фундаментом станины 2.
Для ограничения поворота и фиксирования стрелы в походном и вываленном положениях балки 4 и 5, а также хобот 6 имеют в местах их шарнирных сочленений упорные поверхности Б, В, Г, взаимодействующие между собой.
Для удержания стрелы в походном положении на станине 2 установлен стопор (на чертеже не показан), взаимодействующий с верхней балкой 5 стрелы. В походном положении стрела находится в сложенном состоянии и, опираясь на станину 2, удерживается указанным стопором.
Вываливание стрелы и спуск шлюпки за борт производится следующим образом.
Стрелу освобождают от удерживающего ее стопора и, потравливая грузовой 11 и оттяжной 19 тросы, вываливают со шлюпкой за борт под действием их собственного веса. При этом вначале стрелу в сложенном состоянии опускают до упора нижней балки 4 в опорный башмак 20, поворачивая ее вокруг шарнира 3, затем, продолжая травить тросы 11
4 и 19, стрелу распрямляют. В процессе распрямления стрелы por 8 под воздействием вспомогательной тяги 13, поворачиваясь вокруг своей оси, полностью освобождает подвеску 9 от удержания ее на себе, и последняя вместе со шлюпкой остается висеть на грузовом тросе 11, огибающем блок 10. В последний момент вываливания стрелы блок 10 под действием гибкой тяги 16 перемещается
1р вдоль хобота 6, удаляясь от его середины и блока 18 оттяжного троса 19 и растягивая тросы 11 и 19, на которых подвешена шлюпка.
Так обеспечивается уменьшение раскачивания шлюпки в сторону борта судна при спуске и
15 подъеме. Подъем шлюпки и заваливание стрелы в походное положение производят в обратном порядке.
20 Формула изобретения
1. Гравитационная шлюпбалка по авт. св.
Мо 507482, отл ич а ющa я ся тем, что, с целью предотвращения возможных ударов шлюпки о борт судна за счет уменьшения рас. качивания шлюпки при ее спуске и подъеме, а также для снижения мощности лебедки, предназначенной для подъема шлюпки, поворотный рог и блок грузового троса смонти3п рованы в средней части хобота стрелы, на конце которого установлен блок, через который запасован оттяжной трос, присоединенный к подвеске шлюпки, причем блок грузового троса смонтирован подвижно на хоботе зз стрелы и снабжен приводом для его перемещения.
2. Шлюпбалка по п. 1, отличающаяся тем, что ось блока грузового троса связана посредством поворотного рычага и гибкой тя4р ги с верхней балкой стрелы и снабжена фигурными выступами, удерживающими блок в средней части стрелы и взаимодействующими с соответствующими впадинами, выполненными на хоботе, причем ось блока в вываленном
4 состоянии шлюпбалки размещена в прорези хобота с возможностью перемещения под действием сил натяжения грузового троса, а привод со штоком установлен в хоботе для возврата оси блока к середине хобота.
537000
Уугл
Узел"
Составитель Г. Барон
Редактор Т. Купрякова Техред А. Камышникова Корректор Л. Брахнина
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 2530/8 Изд. № 1812 Тираж 58! Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, %-35, Раушская наб., д. 415