Турбохолодильник

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И Е (ii1 5392ОУ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союэ Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 04.09.75 (21) 2169604/06 (51) М. Кл."- F 25В 11/00 с присоединением заявки ¹

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621 515 621 57

012 4(088 8) Опубликовано 15.12.76. Бюллетень ¹ 46

Дата опубликования описания 24.12.76 (72) Авторы изобретения

А. M. Горбунов, А. Н, Брагин, Г. В. Хомутов, И. Е. Орлов, Ю. Л. Некрасова и Н. Н. Федосеев (71) Заявитель (54) ТУР БОХОЛ ОД И Л Ь Н И К

ГосудаРственнык комитет (23) (приоритет

Изобретение относится к холодильной технике, в частности к турбохолодильникам системы кондиционирования воздуха, работающим в широком диапазоне скоростей вращения.

Известны турбохолодильники, содержащие установленный в подшипниках вал с разнонаправленными винтовыми канавками и маслопитателем между ними и три расположенные с радиальным зазором относительно вала втулки, крайние из которых снабжены кольцевыми проточками, подключенными к маслосливным отверстиям, выполненным во внешней части этих втулок (1). Однако известные конструкции турбохолодильников с виитоканавочной системой смазки не обеспечивают подачи масла к подшипникам при скоростях вращения вала менее 15000 об/мин.

Для обеспечения надежной подачи масла к подшипникам в широком интервале скоростей вращения вала, например 300 — 50000 об/мин, в предлагаемом турбохолодильнике внутренняя поверхность средней втулки размещена от основания винтовых канавок на расстоянии, равном 2 — 4 зазорам между втулкой и валом, внутренняя часть каждой крайней втулки укорочена по сравнению с внешней преимущественно на 0,5 — 2 мм, а нижние маслосливные отверстия выполнены под углом 20 — 45 по отношению к вертикали.

На нижнем участке маслопитателя закреплен маслозапорный стакан с отверстием в днище, перекрываемым шариковым клапаном, а на входе в маслопитатель установлена предохранительная скоба, что позволяет предотвратить вытекание масла из винтовых канавок.

На фиг. 1 схематично показан описываемьш турбохолодильник, общий вид; иа фпг. 2 вертикальный разрез через нижние маслосливные каналы в кольцевых проточках крайних втулок.

Система смазки состоит из выпоzIIeI«III иа средней части вала 1 разнонаправленных вин15 товых канавок 2 и 3, между которыми расположена зона всасывания 4, сообщающаяся с маслопитателем 5. B нижней части маслопитателя расположен маслозапорный стакан б.

Вал 1 установлен с радиальным зазором от20 носительно средней втулки 7. В кольцевых проточках 8 крайних втулок 9 выполнены маслосливные отверстия а, при этом два нижних отверстия расположены под углом 20 — 45 к вертикали. Внутренняя часть 10 каждой

25 крайней втулки 9 укорочена по сравнению с внешней на величину б. В днище стакана 6, навинченного иа маслопитатель 5, имеется канал в, в верхней конической части которого помещен шарик 11, перекрывающий канал

30 при обратном (сверху вниз) течении масла. На

539207 их(дс и мас 101IIITI)тель 5 уста))овлсна ирс;(о ;Р» И И I С. 1!И(сlЯ (КО()а ) -, ИРСЛОТВР(lн) ) (Gill ill

Н С () С и () Ы Т (I " .К 11 и Л сl Ъ сl C Л О! I I! Т и Т С. 1 5! I! 1 1 (>! 1 К О З I, !

, l(ñ! ы!)с((Он(и i! в иОтокс полин з)а(он(сl Îc51 ! i и (. 1 а . 5

Сисгсxi2 cih(22(cII раоо 2 СT с Ic, 3) lolll и .r(o()1 ) и 3 О м .

При первом запуске турбохолодильшп.а

I:Одьс ма 1((2c та Ilo >(аслопитател(О 5 I(2 Bbicoту 60 — 70 мм (до поверхности лала) и запол- Io исilli(маслом BI(I) TQBB)x канавок происходят (! () Ji вра)ценш(вала со скоростью 6000—

7000 )5)/i(((I(.

i12 последующих запусках турбохолодиль1(ик;1 с маслоподающей системой, заполнен- 15

ВоН маслом, последнее поступает к подшипникам, нач(шая со скорости вращения

300 об/мин. При подаче малого количества м".ñëà (0,1 — 0,5 л/ч- при 300 — 1000 о)б/мии) оно стекает через торцовые зазоры на ниж- 2(1 нюю часть наружной, прижатой к кольцу шарикоподшипника стенки кольцевой проточки

8 и ио цсй поступает к телам вращения. По мере увеличения скорости вращения масло, ув (CJ;) cx(oe поверхностью врашающсгося ва- 25 ла 1, перемещается по кольцевой проточке 8 в направлении вращения вала и достигает

СН2ЧаЛа НнжипХ, а 32ТСМ JI ОСТс)ЛЫ!ЫХ МЯСЛОс.2(iBIIB)x. отверстий а, через которые избыток масла, подаваемого винтоканавочной систс- ЗО мой II()II высок!гх скоростях вращения, стекаСТ В Есl()TCP.

Усг(овисм бесперебойной работы данной системы смазки при малых (менее 1000 ос/мии) скоростях вращения является заполие(нюсть 35 винтовых канавок 2 и 3 маслом. При глубине их до 0,1 мм и зазоре между валом 1 и втулкой 7 нс более 0,05 мм масло удерж!1наcicB» канавках адгсзио(шыми силами.

Наличие иа маслопитателс 5 маслозапор- 40 ного стакана 6 предотвращает вытекание масла из винтовых канавок 2 и 3 (I зоны всаcIIваиия в тех случаях, когда размеры каI (;1 B() l(l l 3 (зо() м (ок. с 2 Bë())l l I c!)(., I II(Й )3тУ, !IIc «бс(Ilc lllB llo! x,I(. рж;)иия (чст адгс3!!0)lllii(X Cllл.

Форм ул и из(бретсния

1. Турбохолодильник, содержащий устаиовлс(шый в подши(шиках вал с раз: оиаправленными винто)зыми канавками и маслопитателсм между ш(ми и три расположенные с радиальным зазором относительно вала втулки, крайние из которых снабжены кольцевыми проточками, подключенными к маслосливиым отверстиям, выполненным на внешней части этих втулок, отличающийся тем, что, с целью обеспечения надежной подачи масла к подшипникам в широком иптервале скоростей вращения вала, например

300 — 50000 об/мнн, и(утренняя поверхность средней втулки размещена от основания винтовых канавок на расстоян(ш, ра!з:ом 2 — 4 зазорам между втулкой и валом, а внутренняя часть каждой крайней втулки укорочена по сравнению с внешней преимущественно на

0,5 — 2 мм и )шжние маслосливные отверстия выполнены иод углом 20 — 45 но отношению к вертикали.

2. Турбохолодильш!и по и. 1, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью предотвращения вытскания масла из винтовых канавок, на ш(жнсм участке маслопитателя закреплен маслозанорный стакан с отверстием в дшнцс, перекрываемым шариковым клапаном, à на входе в маслопитатель установлена прс,lîхраш(гсльная скоба.

ИСТОЧШ!и ИИ(()ОРХ(с(Ц)Н(, !ЗРИН5(ТЪШ ВО БИИ мание при экспертизе:

1. Лвт. св. ¹ 506734, М. Кл. - Г 25(5 11/ 00, 1974 (прототll ll ) .

539207 "сг Г

Составитель Р. Данилов

Редактор А. Пейсоченко Техред М. Семенов

Корректор T. Гревцова

Заказ 2752!18 Изд. М 1841 Тираж 690 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 5К-35, Раушская наб., д. 4!5

Типография, пр. Сапунова, 2