Способ гуммирования металлических деталей гидромашины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

СПИ И

ИЗОБРЕТЕНИЯ

<ц 539690

1. ops roee o»s»

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 28.04.75 (21) 2130623/05 с присоединением заявки №

ГосУдаРстввнный комитет (23) Приоритет

Совета Министров CCCP ло дедам изобретений Опубликовано 25.12.76. Бюллетень № 47 (51) М.!Кл. В 32В 27/40

В 32В 25/ОО

В 32В 15/06 (53) УДК 678.026.3 (088.8) и открытий

Дата опубликования описания 11.02.77 (72) Авторы изобретения (71) Заявитель

Б. П. Тарасевич, И. А. Алтынбаев и В. В. Герасимов

Всесоюзный научно-исследовательский институт технологии насосного машиностроения (54) СПОСОБ ГУММИ РОВАН ИЯ МЕТАЛЛ ИЧ ЕСКИХ

ДЕТАЛЕЙ ГИДРОМАШИНЫ

Изобретение относится к промышленности пластмасс, в частности к разработке способа гуммирования деталей гидромашин.

Известен способ гуммирования деталей гидромашин нанесением на очищенную (растворителем и пескоструйным способом) их поверхность слоя состава жидкого эластомера с последующим отверждением, например, термообработкой. При этом состав может содержать до 40 вес. /о абразивного наполнителя (1).

Известный способ не обеспечивает необходимой работоспособности гуммированных деталей в условиях гидроабразивно-кавитационного износа.

Цель изобретения состоит в повышении стойкости гуммированных деталей к гидроабразивному и кавитационному износу.

Поставленная цель достигается нанесением на неотвержденное или отвержденное покрытие (толщиной 1 — 3 мм на основе жидкого эластомера) дополнительного слоя толщиной

0,3 — 1 мм из смеси 15 — 40 вес. о/, жидкого эластомера и 60 — 85 вес. о/о абразивного наполнителя с твердостью 8 — 10 с последующим отверждением дополнительного слоя, например, термообработкой. В качестве полимеров (жидких эластомеров) используют найрит НТ, полиуретан СКУ-ПФЛ, полиуретановую систему СКУ-ОБД, олигодиенуретанэпоксид типа

ПДИ-ЗАК, эпоксиднотиоколовые мастики, пентапласт (полипентаэритрит хлорирован= ный) и т. д.

Пример 1. Нанесение двойного полимерпо-абразивного покрытия на рабочее колесо насоса типа ЦНС.

После дробеструйной обработки и обезжиривания наносят эластичное полимерное покрытие (пентопласта) методом вибровихрево10. го или струйного напыления. Полученное покрытие термообрабатывают при 240 С до оплавления, наносят второй слой композиции, состоящий из 40 вес. пентопласта и 60 вес. /о кварцевого песка. Метод нанесения тот же, 15 Для окончательной термообработки деталь нагревают (240 С) до оплавления покрытия и закаляют погружением в холодную воду.

Минимальная толщина эластичного покрытия из условия противодействия давлению

20 смыкания кавитационных пузырьков составляет 1 мм, оптимальная величина 3 мм, толщина слоя на основе наполненного эластомера 03 — 10 мм.

Пример 2. Деталь очищают металличе25 ским песком, обезжиривают, покрывают хлорнайритовым грунтом и на нее в соответствии с существующей технологией последовательно наносят несколько слоев гуммированного состава на основе нитрита НТ (общая толщина

30 грунта 1 — 3 мм), а затем — поверхностный

539690

Составитель Б. Холоденко

Техред Е. Петрова Корректор Т. Добровольская

Редактор О. Кузнецова

Заказ 3024/6 Изд. Мв 350 Тираж 575 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2 высоконаполнительный слой толщиной 0,3—

1 мм, содержащий до 85 об. % фракции кварцевого песка, который, в свою очередь, содержит 63 об. /о фракции -500 мкм и 22 об. /о фракции -50 мкм. Песок предварительно перерабатывают в 40 /о-ном растворе эпоксидной смолы в хлорнайритовом грунте. Сформированное таким образом покрытие затем вулканизуют при 100 С в течение 18 час.

Пример 3. Процесс повторяют аналогично примеру 2 при использовании в качестве эластомера полиуретанового форполимера

СКУ-ПФЛ, отверждаемого Диаметом-Х (возможно отверждение слоев и при комнатной температуре) .

Использование предлагаемого способа гуммирования увеличивает срок службы гуммированных деталей (например, проточной части насоса) в условиях гидроабразивно-кавитационного износа в 1,5 — 4 раза в зависимости от типа эластомера.

При этом значительно сокращаются расходы на запасные части и расходы, связанные с вынужденными простоями и ремонтными работами.

Формула изобретения

5 Способ гуммирования металлических деталей гидромашины нанесением на очищенную их поверхность слоя толщиной 1 — 3 мм на основе жидкого эластомера и отверждением, отличающийся тем, что, с целью повы10 щения стойкости деталей к гидроабразивнокавитационному износу, на полученный не отвержденный или отвержденный слой наносят дополнительно слой толщиной 0,3 — 1,0 мм из смеси 15 — 40 вес. % жидкого эластомера и

15 60 — 85 вес. /о абразивного наполнителя с твердостью 8 — 10 с последующим отверждением дополнительного слоя.

Источники информации, принятые во вни20 мание при экспертизе:

1. Карелина В. Я., «Износ лопастных гидравлических машин от кавитации и наносов», М., «Машиностроение», 1970 г. стр. 176 (прототип).