Система автоматического регулирования поворотнолопастной гидротурбины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАН И Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
И АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ п1т 540О55
Союз Советских
Социалистических
Ресвтбчик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 24.09.73 (21) 1961341/06 с присоединением заявки Ме (23) Приоритет
Опубликовано 25.12.76. Бюллетень Ке 47
Дата опубликования описания 07.02.77 (51) М. Кл.2 F 03B 15/06
Государственный комитет
Совета Министров СССР но делам изобретений н открытий (53) УДК 621.224-2 (088.8) (72) Автор изобретения (71) Заявитель
Н. П. Полушкин
Ленинградский филиал Всесоюзного института по проектированию организации энергетического строительства
«Оргэнергострой» (54) СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ПО ВОРОТНО-ЛОПАСТНОЙ ГИДРОТУРБИ Н Ы
Изобретение относится к области гидроэнергетики и предназначено для использования в системах автоматического регулирован ия гидр о тур бин.
Известны системы автоматического регулирования поворотнолопастной гидротурбины, содержащие регулятор скорости и гидромеханическое устройство управления поворотом лопастей, снабженное главным золотником с напорным маслопроводом и гидроклапаном (1).
В этих системах главный золотник сервомотора находится постоянно под давлением, что вызывает протечки масла и приводит к необходимости частого включения насосов.
Целью изобретения является уменьшение протечек масла.
Это достигается тем, что гидроклапан снабжен дополнительным золотником и соединен с последним маслопроводом для обеспечения закрытия гидроклапана при среднем положении главного золотника, а с напорным маслопроводом — дросселирующим каналом, причем главный золотник соединен с напорным маслопроводом при помощи байпасного маслопровода.
На чертеже изображена система автоматического регулирования поворотнолопастной гидротурбины, Описываемая система содержит регулятор скорости (на чертеже не показан) и гидромеханическое устройство управления поворотом лопастей 1, снабженное главным золотником 2
5 с напорным маслопроводом 3 и гидроклапаном 4, который снабжен дополнительным золотником 5 и соединен с последним маслопроводом 6 для обеспечения закрытия гидроклапана при среднем положении главного золот10 ника 2, а с напорным маслопроводом 3 — дросселирующим каналом 7. Главный золотник 2 соединен с напорным маслопроводом 3 прп помощи байпасного маслопровода 8, при этом игла 9 главного золотника 2 жестко связана
15 с дополнительным золотником 5.
Комбинатор 10 взаимодействует через кулачок 11, толкатель 12 и коромысло 13 с дополнительным золотником 5 и иглой 9 главного золотника 2 и связан тягой 14 с сервомотором
20 направляющего аппарата (не показан). Главный золотник 2 соединен маслопроводом 15 с маслоприемником 16, а напорный маслопровод 3 байпасным маслопроводом 8, снабженным дросселем 17, с полостью 18 главного зо25 лотника 2. Штанга 19 сервомотора соединена тросовой обратной связью 20 с дополнительным золотником 5 н иглой 9 главного золотника 2.
При установившемся рехкиме работы гидро30 турбины дополнительный золотник 5 и игла 9
54(1055 главного золотника находятся в среднем положении, как показано на чертеже. Масло под давлением из напорного маслопровода 3 по дросселирующему каналу 7 поступает в бесштоковую полость гидроклапана 4, вследствие чего происходит отсечка подачи масла под давлением в главный золотник 2. Гидромеханическое устройство управления поворотом лопастей 1 находится под небольшим избыточным давлением, подаваемым байпасным маслопроводом 8. Лопасти 1 сохраняют при этом заданное положение, вследствие действия сил трения.
В процессе регулирования тяга 14 изменяет положение кулачка 11, который через толкатель 12 и коромысло 13 изменяет положение дополнительного золотника 5 и жестко связанной с ним иглы 9 главного золотника 2.
При этом открывается сливной канал дополнительного золотника 5 и гидроклапан 4 открывает доступ масла в главный золотник 2, в котором вследствие изменения положения иглы 9 масло получает доступ в одну из труб маслопровода 15, другая труба которого соединена со сливом, и поступает в маслоприемник 16 и далее в соответствующую полость цилиндра сервомотора, что обеспечивает поворот лопастей 1 на заданный угол. Переместившаяся при этом штанга 19 через тросовую обратную связь 20 возвращает в среднее положение дополнительный золотник 5 и иглу 9 главного золотника 2, что обеспечивает отсечку подачи масла в гидромеханическое устройство управления поворотом лопастей под рабочим давлением непосредственно из напорного маслопровода 3.
5 Таким образом, вследствие того,:что главный золотник непостоянно находится под давлением, протечки масла в системе,у аеньшаются.
Формула изобретения
1. Система автоматического регулирования поворотно-лопастной гидротурбины, содержащая регулятор скорости и гидромеханическое
15 устройство управления поворотом лопастей, снабженное главным золотнйком с напорным маслопроводом и гидроклапаном, о т л и ч аю ща я ся тем, что, с целью уменьшения протечек масла, гидроклапан снабжен дополни20 тельным золотником и соединен с последним маслопроводом для обеспечения закрытия гидроклапана при среднем положении главного золотника, а с напорным маслопроводом дросселирующим каналом.
25 2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что главный золотник соединен с напорным маслопроводом при помощий байпасного маслопровода.
Источник информации, принятый во внима30 ние при экспертизе:
1. Ковалев В, Н. «Гидротурбины», М., «Мащгиз», 1971, с. 556.
540055
Составитель Н. Силаева
Редактор E. Кравцова Техред Е. Петрова Корректор Е. Хмелева
Заказ 3089/7 Изд. М 384 Тираж 654 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, )К-35, Раушская иаб. д. 4/5
Типография, ир. Сапунова, 2