Универсальный шарнир

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И Е 1ц 540070

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 02.12.75 (21) 2194945/27 с присоединением заявки № (51) М Кл г F 16С 11/06

В 21D 37/12

ГосУдаРственный комитет (23) Приоритет

Совета Министров СССР по делам изобретений тенин Опубликовано 25.12.76. Бюллетень № 47 (53) УДК 621.828.2 (088.8) и открытий

Дата опубликования описания 07.02.77 (72) Автор изобретения

В. Е. Кондратьев (71) Заявитель (54) УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ШАРНИР

Изобретение относится к машиностроению, в частности к деталям машин — шарнирным соединениям.

Известны универсальные шарниры, содержащие сферическую головку и корпус и расположенные между ними в дорожках качения шарики.

Такие шарниры не обеспечивают передачи относительно больших усилий из-за точечного контакта между шариками и дорожками качения, особенно при необходимости передачи вращательно-качательного вращения.

Известны шарниры для передачи сложного пространственного движения инструментодержателю сфероидного прессователя, содержащие корпус, расположенную внутри него во вкладышах сферическую головку с хвостовиком, причем вкладыши установлены во внутренней обойме роликоподшипника, наружная обойма которого вставлена в корпусе (1).

Такие шарниры способны передавать сложные качательно-вращательные движения рабочему органу.

Однако даже при небольшом износе трущихся частей, в частности вкладышей и внутренней обоймы шарикоподшипника, между ними образуются зазоры, шарнир теряет точность, расшатывается и требует ремонта.

Целью изобретения является обеспечение автоматической выборки зазоров для компенсации износа трущихся частей и повышение срока службы шарнира.

Это достигается тем, что наружная поверхность вкладышей и сопряженная с ними поверхность внутренней обоймы роликоподшипника выполнены коническими, усеченный конус которых направлен большим основанием в сторону хвостовика головки. При этом внутренняя обойма роликоподшипника подпружи10 непа к вкладышам, например, тарельчатыми пружинами, а наружная обойма подшипника имеет косой срез с зазором, На фиг. 1 показан шарнир, общий вид; на фиг. 2 — часть наружной обоймы подшипника

15 в месте разреза.

Универсальный шарнир содержит сферическую головку 1, установленную на хвостовике

2 инструментодержателя 3. Головка 1 обхвачена вкладышами 4, объвдиненными в единый

20 блок и образующими с головкой скользящее шаровое соединение шарнира. Вкладыши связаны при помощи диска 5 и винтов 6.

Наружная поверхность блока вкладышей выполнена по конической образующей, На

25 блок надето кольцо 7, имеющее один косой разрез. Внутренняя поверхность кольца выполнена конической, взаимодействующей с конической поверхностью вкладышей, а наружная его поверхность имеет цилиндрический

30 участок, являющийся внутренней беговой до540070 рожкой цилиндрических роликов 8 роликоподшипника. Наружное кольцо 9 последнего вмонтировано в корпусе 10 шарнира и удерживается в нем фланцем 11.

Кольцо 7 подпружинено относительно вкладышей 4 в направлении к большему осно ванию их конуса при помощи набора тарельчатых пружин 12, которые упираются в торец кольца 7 и надеты на регулировочную .гайку

13, навинченную на палец 14, связанный с вкладышами 4. Связь пальца 14 с вкладышами 4 осуществлена при помощи выполненного на пальце бурта, заведенного в имеющуюся в блоке вкладышей выточку 15.

Шарнир может быть использован lB рабочем роторе, предназначенном для обработки давлением при помощи сферодвижного прессов ателя.

В процессе работы корпусу шарнира сообщается круговое переносное вращение относительно оси Π— О, при этом радиус Я может изменяться от нуля до заданного максимума с целью изменения угла качания хвостовика.

При работе ротора сферическая головка сооощает инструментодержателю 3 вращательнокачательное движение.

Зазоры, возникающие в процессе выработки между сопряженными поверхностями вкладышей и сферической головки, а также между сопряженными поверхностями вкладышей и кольца, автоматически выбираются при помощи тарельчатых пружин под действием их натяжения. А зазоры между поверхностями роликов и их беговых дорожек в роликоподшипнике автоматически выбираются за счет раз- реза кольца и радиальной его раздачи на ко10

Зо

35 нической поверхности вкладышей под действием натяжения тех же пружин.

С целью избежания ударов роликов о кромки разреза в кольце разрез выполнен под углом к осевой кольца.

Формула изобретения

1. Универсальный шарнир, содержащий корпус и сферическую головку с хвостовиком, расположенную внутри корпуса во вкладышах, установленных во внутренней обойме роликоподшипника, наружная обойма которого вставлена в корпус, о тл и ч а ющ и и ся тем, что, с целью обеспечения автоматической выборки зазоров для компенсации износа трущихся частей и повышения срока службы шарнира, наружная поверхностывкладышей и сопряженная с ними поверхность внутренней обоймы роликоподшипника выполнены коническими, усеченный конус которых направлен большим основанием в сторону хвостови ."а головки, при этом внутренняя обойма роликоподшипника подпружинена к вкладышам со стороны меньшего основания конической поверхности, а наружная обойма подшипника имеет косой срез с зазором.

2. Шарнир по п. 1, отличающийся тем, что внутренняя обойма роликоподшипника подпружинена при помощи пакета тарельчатых пружин, поджимаемых регулировочной гайкой к вкладышам.

Источник информации, принятый во внимание при экспертизе:

1. Авторское свидетельство СССР 419281, М. Кл В 21D 37/12 от 1971.

540070

Риз 1

Составитель Васильева

Техред А. Камышникова Корректор Л. Котова

Редактор М. Афанасьева

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 2947/6 Изд. M 348 Тираж 1!34 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5