Устройство для измерения крутящего момента
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАН И Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (ii) 540164
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 07.10.75 (21) 2178348 10
,51) М. Кл г G 01L 3 06 с присоединением заявки ¹
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Опубликовано 25.12.76. Бюллетень ¹ 47
Дата опубликования описания 24.02.77 (53) УДК 531.781(088.8) (72) Авторы изобретения
С. В, Алексеев и А. T. Крикливый (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ КРУТЯЩЕГО
МОМЕНТА
Государственный комитет
Приоритет
Изобретение относится к контрольной и измерительной технике и может быть использо:вано для измерения крутящего момента, например, в приводах регулирующих органов ядерных реакторов.
Известные устройства для измерения крутящего момента, содержащие корпус, ведущий и ведомый валы, полумуфту для сцепления с испытуемым механизмом, механизм вращения, соединенный с ведущим валом, и динамометр, не обеспечивают требуемой точности измерения при любой длине хода испытуемого механ изма (1) — (41.
Известны также устройства для измерения крутящего момента, содержащие корпус, в котором смонтированы связанные между собой зубчатой передачей ведущий и ведомый валы с установленной на последнем полумуфтой для сцепления с испытуемым механизмом, механизм вращения с ручкой, соединенный с ведущим валом, и динамометр с механизмом регистрации. Однако они также не обеспечивают требуемой точности изменения при любой длине хода испытываемого механизма, напр имер ядерного реактора.
Цель изобретения — повышение l î÷íî сти измерения ири любой длине хода испытуемого механизма.
Поставленная цель достигаетс» тем, что в устройство введены ведущая и ведомая планки, причем динамометр с механизмом регистрации жестко установлен на ведомой планке, закрепленной на ведомом валу с пол умуфтой для сцепления с испытуемым механ пзмом, 5 и связан через ось ведомой планки при помощи троса с ведущей планкой, которая через зубчатую передачу связана с ведущим валом.
На фиг. 1 изображен общий вид устройства для измерения крутящего момента; .фиг. 2—
10 вид по стрелке А на фиг, 1.
Устройство содержит ведущий вал 1, установленный на подшипниках 2 в стакане 3 и оканчивающийся конической шестерней 4, находящейся в зацеплениями с коническим коле15 сом 5, установленным в подшипниках 6 на ведомом валу 7; ведущую планку 8, жестко закрепленную на коническом колесе 5 и связанную при помощи торсика 9 через ось 10, установленную на ведомой планке 11, с динамо20 метром 12 с механизма регИстрации (на чертеже не показан), установленных в пазах (на чертеже не показаны) стакана 13, жестко закрепленного на ведомой планке 11, и фиксируемых в стакане 13 стопорным устройст25 вом 14; корпус 15, в котором в подшипниках
16 смонтирован ведомый вал 7 с закрепленной на нем ведомой планкой 11; упор 17 для регулировки натяжения тросика 9, установленный на ведомой планке 11; полумуфту 18 для
ЗЭ сцепления с испытуемым механизмом (на чер540164
1О
23
35 теже не показан), установленную на выходном конце ведомого вала 7, и механизм 19 вращения, имеющий ручку 20 и стопор 21, для создания крутяшего момента на ведущем валу 1, Устройство работает следующим образом.
Прп помощи ручки 20 выводят из зацепления стопор 21 с пазами стакана 3 и создают кругящпй момент на ведущем валу 1. Далее крутящий момент псредаегся через шестерню 4, коническое колесо 5 Beg) lllc11 планке 8. ДBJIcL через тросик 9 и ось 10 ведомой планки 11 крутящий момент передается и регистрируется динамометром 12 с механизмом регистрации.
Когда крутящий момент, создаваемый механизмом 19 вращения, станет равен моменту сопротивления вращающейся части испытуемого механизма, перемещение ведущей планки 8 относительно ведомой планки 11 прекращается и начинается вращение вокруг осп устройства совместно с ведомой планкой 11.
Далее вращение от ведомой планки 11 передается ведомому валу 7 и полумуфте 18. Полумуфта 18 псредает вращение вращающейся части испытуемого механизма и производит перемещение подвижных частей этого механизма, При изменении момента сопротивление испытуемого механизма по сравнению с крутящим моментом, создаваемым механизмом вращения, ведущая планка 8 перемещается на больший или меньший угол относительно ведомой планки 11 и разница в моментах регистрируется,механизмом регистрации в дипамометре 12.
Использование устройства позволяет производить непрерывные замеры на механизмах с большой длиной хода подвижных частей и в любом месте, например в регулирующих органах ядерных реакторов, с более высокой точностью измерений.
Формула изобретения
Устройство для измерения крутящего момента, содержащее корпус, в котором смонтированы связанные между собой зубчатой передачей, ведущий и ведомый валы с установленной на последнем полумуф той для сцепления с испытуемым механизмом, механизм вращения с ручкой, соединенный с ведущим валом, и динамометр с механизмом регистрации, о т л и ч а ю щ е е ся тем, что, с целью повышения точности измерения при любой длине хода испытуемого механизма, в него введены ведущая и ведомая планки, причем динамометр с механизмом регистрации жестко установлен на ведомой планке, закрепленной на ведомом валу с полумуфтой для сцепления с испытуемым механизмом, и связан через ось ведомой планки при помощи троса с ведущей планкой, которая через зубчатую передачу связана с ведущим валом.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Авт. свид. СССР № 105085, М. Кл, G 0 11
5/24, 1953.
2. Авт. свид. СССР № 356492, М. Кл. G 011
3/06, 1972.
3. Патент США № 3664186, кл. 73 — 139, 1972.
4. Патент США № 3844168, М. Кл. 73 — 136, 1 974.
5. Авт. свид. № 436251, М. Кл. G 011 3/06, 1974 (прототип) .