Центрифуга для очистки масла в двигателе внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (1 11 540674
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 28.02.75 (21) 2109979/13 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 30.12.76. Бюллетень № 48
Дата опубликования описания 07.01.77 (51) M. Кл. В 04В 1/06
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений н открытий (53) УДК 66.067.57 (088.8) (72) Авторы изобретения
М. А. Григорьев, В. М. Павлиский, Б. М. Бунаков, В. Д. Аршинов, Г. А. Смирнов и В. И. Бакулин (71) Заявитель
Центральный ордена Трудового Красного Знамени научноисследовательский автомобильный и автомоторный институт (54) ЦЕНТРИФУГА ДЛЯ ОЧИСТКИ МАСЛА
В ДВИГАТЕЛЕ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Изобретение относится к разделению в поле действия центробежных сил, а именно к центрифугам для очистки масла в двигателе внутреннего сгорания.
Известна центрифуга для очистки масла в двигателе внутреннего сгорания, включающая ротор с соплами и каналами для подвода и отвода масла, колонку, цилиндрическую вставку с радиальной перегородкой, разделяющей полость ротора на вертикальные камеры (1).
Недостатком предлагаемой центрифуги является слив масла из ротора после его остановки при прекращении работы двигателя.
Это приводит к задержке смазки подшипников коленчатого вала и цилиндров двигателя.
Несвоевременное поступление масла к парам трения приводит к повышенному износу подшипников и шеек коленчатого вала и других пар трения, что сокращает ресурс двигателя до капитального ремонта.
Цель изобретения — увеличение ресурса долговечности двигателя.
Для этого верхняя камера связана с каналом для подачи масла через обратный клапан, а нижняя сообщена с верхней через запорный клапан. При этом обратный клапан представляет собой упругую манжету тарельчатой формы и взаимодействует с радиальной перегородкой. Запорный клапан представляет собой армированную манжету.
На чертеже изображена предлагаемая центрифуга для очистки масла в двигателе внутреннего сгорания, вертикальный разрез.
Центрифуга состоит из корпуса 1 с ввернутой в него полой осью 2, в которую вмонтирована магистральная трубка 3. На полой оси установлена колонка 4 с колпаком 5 ротора.
Внутренние стенки оси и внешние стенки магистральной трубки образуют подводяшую
1ð кольцевую полость 6. На колонку ротора надета цилиндрическая вставка 7 с радиальной перегородкой 8, разделяющей полость внутри колпака ротора на верхнюю 9 и нижнюю 10 камеры. Верхняя камера 9 сообщена с насо15 сом, подводящим загрязненное масло, через обратный клапан 11. Этот клапан выполнен в виде упругой манжеты тарельчатой формы, упирающейся в перегородку. Нижняя камера
10 сообщена с верхней камерой 9 через отвер20 стия 12 в радиальной перегородке 8. Эти отверстия прикрыты запорным клапаном 13, выполненным в виде армированной манжеты.
Для подвода загрязненного масла в камеры ротора в оси, колонке ротора и цилиндрической
25 вставке имеются отверстия 14, 15 и 16, а для отвода очищенного масла — отверстия 17 и 18.
Центрифуга содержит гидравлический привод, имеющий сопла 19.
Работа центрифуги осуществляется следую30 щим образом.
Загрязненное смазочное масло подается насосом по каналу корпуса 1 центрифуги в кольцевую полость 6. Далее через радиальные отверстия 14 в полой оси, отверстия 15 в колонке ротора, отверстия 16 в цилиндрической вставке и обратный клапан 11 масло поступает в верхнюю камеру 9 ротора. Обратный клапан открывается при достижении давления
0,1 кг/см, и масло поступает из камеры9ротора через отверстия 17 и 18 соответственно в колонке и оси ротора по каналу магистральной трубки 3 в магистраль системы смазки двигателя.
После достижения давления 0,1 кг/см и заполнения маслом в верхней камере 9 происходит дальнейшее повышение давления. Вследствие этого открывается запорный клапан 13 и масло из камеры 9 ротора через отверстия 12 поступает в сопла привода, подвергаясь инерционной очистке. При истечении масла из сопл ротор начинает вращаться, а клапаны 11 и 13 находятся в открытом состоянии под действием давления масла и центробежной силы.
Под действием центробежной силы частицы загрязнений откладываются на стенках колпака ротора, а очищенное масло поступает в магистраль системы смазки. При остановке двигателя давление в камере 9 ротора падает, клапаны 11 и 13 закрываются под действием силы упругости манжеты и силы тяжести масла. В этом положении клапаны предотвращают слив масла из ротора через сопла привода, зазоры нижнего подшипника и подводящие каналы колонки и оси ротора.
540674
В предлагаемой центрифуге в двигателях типа ЗИЛ-130 и ЯМЗ-236 сокращается время задержки поступления масла к парам трения до 2,5 раз. Это в свою очередь повышает надежность двигателя и увеличивает его pecypc до капитального ремонта примерно на 10—
20/, 1О Формула изобретения
1. Центрифуга для очистки масла в двигателе внутреннего сгорания, включающая ротор с соплами и каналами для подвода и от15 вода масла, колонку, цилиндрическую вставку с радиальной перегородкой, разделяющей полость ротора на вертикальные камеры, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью увеличения ресурса долговечности двигателя, верхняя ка20 мера связана с каналом для подачи масла через обратный клапан, а нижняя сообщена с верхней через запорный клапан.
2. Центрифуга по п. 1, от л и ч а ю щ а я с я тем, что обратный клапан представляет собой
25 упругую манжету тарельчатой формы и взаимодействует с радиальной перегородкой.
3. Центрифуга по п. 1, отличающаяся тем, что запорный клапан представляет собой армированную манжету.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Авт. св. № 205434, кл. В 04В 3/00, 1967.
540674
Составитель И. Карамышева
Редактор М. Дмитриева Техред А. Камышникова Корректор О. Тюрина
Заказ 2889/3 Изд. № 1905 Тираж 764 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, 5К,-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2