Устройство для управления передвижным подъемным механизмом
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (i>) 540805
Союз Советских
Социалиотичеоких
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 24.07.73 (21) 1947923/07 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 30.12.76. Бюллетень № 48
Дата опубликования описания 12.01.77 (51) М. Кл."- В 66С 13/22
Н 02Р 5/!6
Н 02Н 5/12
Государственный комитет
Совета Министров СССР ло делам изобретений и открытий (53) УДК 621 316 925 (088.8) (72) Авторы изобретения
Л. Г. Алдонов и А. Д. Фомин (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕДВИЖНЫМ
ПОДЪЕМНЫМ МЕХАНИЗМОМ
Изобретение относится к устройствам управления передвижными механизмами.
Известны устройства для сигнализации приближения передвижных механизмов к приводам высокого напряжения.
Ближайшим аналогом можно считать передвижные механизмы, например краны, содержащие двигатели и контроллеры поворотов, подъема и опускания стрелы, блоки сигнализации наличия напряжения, состоящие из антенны, блока усиления, блока контроля целостности цепей и блока стабилизированного питания.
Недостатком известных передвижных механизмов, снабженных блоками сигнализации наличия напряжения, является то, что в случае аварийного срабатывания блока не исключаются ошибочные действия машиниста при отводе подвижной части механизма из опасной зоны. Это происходит вследствие того, что при срабатывании и блокировке электропривода передвижного механизма необходимо предварительно отключить устройство с целью отвода подвижной части из опасной зоны. Практика показывает, что в некоторых случаях машинист после включения устройства оставляет контроллер поворотов в том же положении, которое предшествовало моменту возникновения аварийной ситуации, и в результате деблокировки электропривода подвижная часть продолжает движение в сторону проводов высоковольтной линии (ВЛ), приводя к аварии. С другой стороны, необходимость осуществления переключений нарушает обыч5 ный ритм рабочих операций машиниста, усложняет эксплуатац:по, что снижает производительность труда.
Цель изобретения — разработка передвижного механизма, оснащенного устройством за10 щиты от опасного приближения выступающих частей механизма к проводам ВЛ электропередачи, с одними и теми же узлами, управляющими работой механизма и блокирующими его при возникновении опасной ситуации с по15 следующим отводом подвижной части из опасной зоны только в безопасных направлениях.
Это достигается тем, что в устройство дополнительно введен логический исполнительный блок с двумя датчиками поворотов, под23 ключенными к входам четырех элементов И, входы двух из них соединены с выходом блока усиления, выхода их и блока НЕ, подключенного и блоку усиления, — с входами двух триггеров, связанных с другими входамп двух
25 других названных элементов И, а выходы последних подключены к входам блока управления двигателем поворотов, датчик подъема соединен с входом пятого элемента И, другой вход которого подключен к выходу элемента
3) НЕ, а датчик опускания — непосредственно с
540505
15 :о
«>5
3.)
60 входом блока управления двигателем подъема и опускания стрелы.
На чертеже представлена блок-схема передвижного механизма, снабженного устройством защиты.
Она содержит антенный блок 1, блок усиления 2, логический исполнительный блок 3, блок 4 упрявления двигателем поворотов, вентильный блок 5 управления двигателем подъема и опускания подвижной части механизма, блок 6 контроля целостности цепей и блок 7 стабилизированного питания.
Логический исполнительный блок 3 включает в себя контроллер 8, бесконтактные датчики 9 и 10 левого и правого поворотов, контроллер 11, бесконтактные датчики 12 и 13 подъема и опускания подвижной части, блок
i4, производящий логическую операцию НЕ, блоки 15 — 19, осуществляющие логическую онерацию И, триггеры 20, 21 и блоки 22, 23 управления вентильными блоками 4 и 5, которые воздействуют на реверс двигателей привода механизма.
Сущность предлагаемой схемы заключается в том, что блок усиления 2 воздействует на вентильные .блоки 4 н 5 через логический исполнительный блок 3, который после аварийного сраоатывания блока усиления автоматически подготавливает ге цени управления двигателей привода, когорые обеспечивают движение подвижной ча;ти в направлении от проводов высоковольтной линии, и для отвода подви>кной части из опасной зоны отпадает необходимосгь выключения устройства. Машинист выполняет операцию отвода ооычным способом — гюворотом контроллера.
Таким образом, если машинист ошибочно попытается поднять или провернуть подвижную часть к проводам ВЛ, этого движения не произойдет, так как схема управления в этом направлении будет блокирована.
Рассмотрим работу схемы передвижного механизма.
В нейтральном поло>кении контроллеров 8 и 11 сигналы с датчиков 9, 10, 12 и 13 не поступают на блоки 22 и 23. Симисторы 24 — 27 вентильных блоков 4 и 5 заперты, и двигатели обесточены. При повороте контроллера 8, например, влево с датчика 9 и триггера 20 поступают импульсы на блок 15, в результате чего на его выходе появляется сигнал, воздействующий»а блок 22, через который происходит отпирание симисторов 24, 25 вентильного блока 4 и, в вою очередь, вращение двигателя влево. Одновременно на блок 16 поступают сигналы с датчика 9 и блока 21, однако, на выходе блока 16 сигнал отсутствует, так как на третьем входе этого блока отсутствует сигнал с блока 2.
При возникновении же аварийной ситуации, т. е. в случае приближения стрелы крана к проводам ВЛ, срабатывает блок 2, с которого па входе блока 16 появляется третий сигнал.
В результате на выходе этого блока образуется сигнал, опрокидывающий триггер 20, который, в свою очередь, дает сигнал запрета на блоки 15 и 17.
Симисторы 24, 25, через блок 22 запираются, двигатель останавливается. При этом невозможен и подъем подвижной части, так как через блок 14 с блока 2 на блок 19 поступил сигнал запрета.
Как видно из схемы, опускание и отвод подвижной части в безопасных направлениях возможен без отключения устройства. Это осуществляется в данном случае поворотом контроллера 8 вправо, при этом с выхода блока
18 сигнал поступает на блок 22, симисторы 26, 27 отпираются, и двигатель 28 начинает вращаться вправо. Для опускания подвижной части достаточно повернуть контроллер 11 вправо. llo мере удаления антенны устройства от проводов ВЛ сигнал ослабевает, схема устройства возвращается в исходное положение.
Это происходит вследствие того, что инвертируемый сигнал с выхода блока 14 опрокидывает триггер 20 в исходное состояние. Схема работает аналогично и при повороте контроллера 8 вправо.
l àêèì образом, предлагаемый передвижной механизм, снабженный устройством защиты, наряду с блокировкой вращения и подъема подвижной части при ее опасном приближении к проводам BJl обеспечивает опускание и отвод только в безопасных направлениях. Этим совершенно исключаются ошибочные действия машиниста и обеспечивается высокая надежность защиты обслуживающего персонала.
Формула изобретения
Устройство для управления передвижным подъемным механизмом, содержащее блоки управления двигателями и контроллеры поворотов, подъема и опускания стрелы, антенный блок, связанный с блоком усиления и контроля целостности цепей и блок стабилизированного питания, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности и безопасности работы механизма путем осуществления отвода подвижной его части из опасной зоны только в безопасных направлениях, дополнительно введен логический исполнительный блок с двумя датчиками поворотов, подключенными к входам четырех элементов И, входы двух из них соединены с выходом блока усиления, выходы которых и блока НЕ, подключенного к блоку усиления, соединены с входами двух триггеров, связанных с входами двух других названных элементов И, а выходы последних подключены к входам блока управления двигателем пОворотов, датчик подъема соединен с входом пятого элемента И, другой вход которого подключен к выходу упомянутого элемента НЕ, а датчик опускания соединен непосредственно с входом блока управления двигателем подъема и опускания стрелы.
540805
1В1Г О 1
1/! ! !
1 ! (!
1 !
) ( :) ° a
Составитель В. Зимаков
Корректор Е. Хмелева
Редактор Р1. Грузова
Техред А. Камышникова
Заказ 2879/11 Изд. № 1891 Тираж 1029 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2