Устройство для заряда и разряда аккумуляторных батарей стабилизированным током
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (и) 541226
Союз Советских
Социалистнческнх
Республнк (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 04.11.74 (21) 2072258/07 с присоединением заявки 4 (23) Приоритет
Опубликовано 30.12.76. Бюллетень Хе 48
Дата опубликования описания 25.01.77 (51) М. Кч 2 Н 01 M 10/48
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений н открытий (53) УДК 621.355.163 (088.8) (72) Авторы изобретения
Г. П. Карпухин, В. Т. Богданов, Б. H Муханов, В. Н. Дадыкин, В. А. Солдатенков и В. Н. Простяков (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАРЯДА И РАЗРЯДА
АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ СТАБИЛИЗИРОВАННЫМ ТОКОМ
Изобретение относится к электротехнической промышленности и может быть использовано для формировки, тренировки и испытаний аккумуляторных батарей в тех случаях, когда требуется стабилизация зарядно-разрядных токов и побатарейное отключение, например, при испытании стартерных батарей на емкость длинными режимами разряда и на срок службы методом циклирования и перезаряда.
Известно устройство для заряда или разряда аккумуляторных батарей стабилизированным током с поэлементным отключением аккумуляторов по мере достижения контролируемых параметров заданной величины (1).
Кроме того, известно устройство для заряда и разряда аккумуляторной батареи стабилизированным током, содержащее датчик и задатчик тока, переключатель, усилитель, тиристорный выпрямитель, систему управления и регулирующий транзистор (2).
Известно также устройство для циклирования аккумуляторной батареи, содержащее силовой трансформатор, тиристорный преобразователь, узел управления тиристорами, систему стабилизации. зарядно-разрядного тока н блок коммутации аккумуляторных батарей (3)
Аккумуляторные батареи при подключении в силовую зарядно-разрядную цепь известных устройств соединяют последовательно включенными группами. В силу неидентичности характеристик батарей последние во время заряда (разрядка) неодновременно достигают
5 своих конечных параметров, вследствие чего появляется необходимость включать (отключать) отдельные батареи в группе с кратковременным (на время коммутации, прерыванием зарядно-разрядного режима. Осущест1р вляется это, в частности, с помощью силовых коммутаторов, состоящих из бесконтактных коммутирующих элементов илн электромагнитных коммутационных аппаратов.
При использовании электромагнитных коммутационных аппаратов выключение (включение) батареи сопровождается коммутацией значительных мощностей постоянного тока, при этом в момент коммутации происходит вынужденное обесточиванне цепи обратной связи автоматического стабилизатора, что приводит к значительным токовым броскам в момент включения силовой цепи н снижает срок службы н надежность коммутационных аппаратов.
25 Цель изобретения — повышение надежности н увеличения срока службы коммутационных элементов.
Это достигается тем, что блок коммутации снабжен узлом транзисторной задержки на
ЗР отпускание, нагрузкой которого является реле, 541226
40
60 причем контакты этого реле введены в систему стабилизации.
На фиг. 1 представлена блок-схема устройства; па фиг. 2 — блок коммутации.
Устройство для заряда и разряда аккумуляторных батарей содержит трехфазный трансформатор 1, тиристорный преобразователь
2, узел управления тиристорами 3, систему 4 стабилизации зарядно разрядного тока, блок
5 коммутации батарей.
Аккумуляторные батареи 6 через контакты
7 — 14 подключены к тиристорному преобразователю 2.
В систему 4 стабилизации зарядпо-разрядного тока входят усилитель постоянного тока
15, источнкк смещения 16, служащий для задания начальной фазы регулирования, задатчик 17 и датчик тока 18. Усилитель постоянного тока 15 через контакт 19 реле 20 транзисторной задержки подключен к узлу управления тиристорами 3. Второй выход усилителя 15 соединен с первым выходом источника смещения 16 и с сопротивлением 21, шунтирующим вход усилителя. Второй выход источника смещения 16 соединен с узлом управления тиристорами 3. Первый вход усилителя постоянного тока 15 подключен к задатчику 17 через контакт 22 реле 20, а второй вход усилителя подключен к датчику тока 18.
Блок коммутации 5 состоит из контакторов
23 — 26, контакты ll — 14 которых заведены в силовую цепь последовательно-параллельно аккумуляторным батареям 6, промежуточных реле 27, 28, подключенных к схеме 29 автоматического или ручного отключения (включения) батарей, включающих контактами 30, 31, обмотки контакторов, а контакты 32, 33 заведены в цепь промежуточного реле 34, контакт 35 которого включен в цепь базы транзистора 36; транзисторной задержки, в которую входят транзистор 36, конденсатор 37, сопротивления 38, 39 и диод 40.
При отключении (включении) батареи реле
27, 28 отключают своими контактами 30, 31 контакторы 23 — 26 и одновременно контактами 32, 33, отключают на время отпускания 1 реле 34, которое до этого момента находилось под током и нормально замкнутый контакт 35 его был разомкнут.
При замыкании контакта 35 транзистор 36 отпирается и реле 20 срабатывает. Одновременно конденсатор 37 заряжается через диод
40 до величины напряжения питания, Реле 20 контактом 19 замыкает выход усилителя 15 на шунтирующее сопротивление 21, тем самым снимая импульсы узла управления тиристорами и контактом 22 отключает вход усилителя 15.
Выходное напряжение усилителя 15 уменьшается до нуля. Одновременно со снятием управляющих импульсов ток в зарядно-разрядной цепи уменьшается до нуля. Время отпускания или срабатывания реле (контактора) складывается из двух составляющих: время трогания 4р и времени перемещения якоря от момента трогания до замыкания или размыкания соответствующего контакта, называемого временем движения t
Время срабатывания схемы задержки 1ср складывается из времени отпускания реле 27, времени отпускания реле 34, времени срабатывания,реле 20. Время начала разрыва силовой цепи 1рс складывается из времени отпускания реле 27 и времени трогания контактора 23.
Условие для снятия управляющих импульсов раньше размыкания силовой цепи контактами контактора, т. е. удовлетворяющее поставленной цели, выразится неравенством
L ñð рс
После размыкания контакта 35 транзистор
36 поддерживается в открытом состоянии током разряда конденсатора 37 через переход эмиттер — база и сопротивления 38,39 на время отклонения (включения) батарей контактами 11 — 14 при обесточенной силовой цепи.
Время задержки (разряда емкости) регулируется сопротивлением 39.
По окончании, разряда конденсатора транзистор 36 закрывается и включается система стабилизации.
Применение изобретения позволяет повысить надежность устройства в целом и увеличить срок службы коммутационных элементов.
Формула изобретения
Устройство для заряда и разряда аккумуляторных батарей стабилизированным током, содержащее силовой трансформатор, тиристорный преобразователь, узел управления тиристорами, систему стабилизации зарядноразрядного токов и блок коммутации аккумуляторных батарей, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности и увеличения срока службы, блок коммутации снабжен узлом транзисторной задержки на отпускание, нагрузкой которого является реле, причем контакты этого реле введены в систему стабилизации.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Бельский В. П. и др, Новые автоматические зарядно-разрядные и контрольные устройства для аккумуляторов. М., 1962, с 63.
2. Авт. св. № 372604, кл. Н 02J 7/10, 1973.
3. Авт. св. № 1331457, кл. Н 02J 7/04, 1972.
541226 — г
Фиг. 2
Корректор Е. Хмелева
1 еда ктор С. Заика
Заказ 2886/11 Изд. № 1906 Тираж 963 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
Составитель И. Найдина
Техред Е. Петрова (7Я 1 0