Электрическая машина с испарительным охлаждением

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

. l

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (i i) 541244

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 03.07.74 (21) 2040031/О? с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 30.12.76. Бюллетень № 48

Дата опубликования описания 21.01.77 (51) М. Кл. Н 02К 9/20

Государственный комитет

Совета Министров СССР

an делам изобретений и открытий (53) УДК 621.313.713 (088.8) (72) Авторы изобретения

В. И. Радин, М. Д. Петраков, И. А. Серебро, А. И. Бертинов, О. М. Миронов и В. Н. Базаров (71) Заявитель (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ИСПАРИТЕЛЬНЫМ

ОХЛАЖДE Н И ЕМ

Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности к электрическим машинам с испарительным охлаждением.

Известны электрические машины закрытого исполнения с зоной конденсации, вынесенной из внутреннего пространства машины в окружающее (1). Неравномерный объем испаряющейся жидкости по длине тепловой трубы в таких машинах ухудшает ее характеристики и снижает интенсивность охлаждения машины.

Известна также электрическая машина с испарительным охлаждением, наиболее близкая к изобретению, содержащая размещенные в ярме статора тепловые трубы, оси которых параллельны продольной оси машины, концы, размещенные в зоне вентилятора, выведены из внутреннего пространства машины, а внутренняя полость выполнена цилиндрической (2).

При работе таких машин в условиях тепловых перегрузок объем испаряющейся жидкости по длине тепловой трубы увеличивается, скорость движения пара в тепловой трубе повышается, что приводит к срыву жидкости, текущей по .капиллярно-пористому элементу в противоположном направлении. Следствием этого является увеличение гидравлического сопротивления жидкостного и парового трактов тепловых труб, ухудшение их характеристик и снижение надежности работы.

Цель изобретения — повышение надежности работы машины путем увеличения интенсивности охлаждения в режимах перегрузки.

Для этого внутренние и наружные поверху ности каждой из тепловых труб выполнены коническими, расширяющимися к зоне вентилятора, причем они могут расширяться от середины пакета статора.

На фиг. 1 показан продольный разрез машины; на фиг. 2 — продольный разрез статора с тепловыми трубами, внутренняя и наружная поверхности которых выполнены расширяющимися от середины пакета статора.

В пакете железа статора 1 вдоль его про15 дольной оси установлены тепловые трубы 2 так, что один из концов 3 указанных труб выведен в зону вентилятора 4, установленного на валу 5. Внутренняя 6 и наружная 7 поверхности тепловых труб имеют коническую форму, они расширяются к зоне вентилятора. Возможно исполнение тепловых труб с внутренней и наружной поверхностями, расширяющимися от середины пакета статора.

Выделяющаяся в пакете статора и обмотке

25 тепловая энергия нагревает участок тепловой трубы в ярме статора, что приводит к испарению жидкости в тепловых трубах. Пар заполняет всю внутреннюю полость тепловых труб. Концы тепловых труб, размещенные в

30 зоне вентилятора, охлаждаются воздухом.

541244

В результате сконденсировавшаяся жидкость по капиллярно-пористому элементу вновь поступает в участок тепловой трубы, находящийся в ярме статора. Таким образом, устанавливается встречное движение жидкости и пара.

При работе электрической машины по мере продвн>кения пара к зоне вентилятора, когда его количество в зоне тепловой трубы возрастает, а также в режимах тепловых перегрузок, когда увеличивается испарение жидкости, повышается скорость движения пара. Внутренняя конусность в тепловых трубах обеспечивает снижение скорости движения пара и поддержание скорости в заданном диапазоне и, следовательно, безотрывное передвижение пара и жидкости в тепловых трубах.

Наличие на тепловых трубах внешней конусности позволяет удерживать пакет статора в спрессованном состоянии и благодаря этому снизить потери тепла в ярме статора и уменьшить контактные термические сопротивления на границе ярма статора с тепловыми трубами. Увеличение интенсивности охлаждения ведет к повышению надежности электрической машины.

Формула изобретения

5 . Электрическая машина с испарительным охлаждением, содержащая размещенные в ярме статора тепловые трубы, оси которых параллельны продольной оси машины, а концы, размещенные в зоне вентилятора, выведены

10 через подшипниковый щит, о т л и ч а ю гц а яся тем, что, с целью повышения надежности путем увеличения интенсивности охлаждения в режимах перегрузки, внутренние и наружные поверхности, каждой из труб выполнены

15 коническими, расширяющимися к зоне вентилятора.

2. Электрическая машина по п. 1, о тл ич а ю щ а я с я тем, что упомянутые внутренняя и наружная поверхности выполнены расширя20 ющимися от середины пакета статора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Авт. св. ¹ 443442, кл. Н 02К 9/18, 1972.

2. Патент Франции № 2189915, кл. Н 02К

>5 9/20, 1974.

541244

Фиг.2

Составитель С. Бражник корректор Л. Брахнина

Редактор И, Грузова

Техред Е. Петрова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 2927/16 Изд. № 1899 Тираж 882 Подписное

LIHHHIIH Государственного когиитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Рауьвская наб., д. 4/5