Электрическая машина с испарительным охлаждением
Иллюстрации
Показать всеРеферат
. l
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (i i) 541244
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 03.07.74 (21) 2040031/О? с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 30.12.76. Бюллетень № 48
Дата опубликования описания 21.01.77 (51) М. Кл. Н 02К 9/20
Государственный комитет
Совета Министров СССР
an делам изобретений и открытий (53) УДК 621.313.713 (088.8) (72) Авторы изобретения
В. И. Радин, М. Д. Петраков, И. А. Серебро, А. И. Бертинов, О. М. Миронов и В. Н. Базаров (71) Заявитель (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ИСПАРИТЕЛЬНЫМ
ОХЛАЖДE Н И ЕМ
Изобретение относится к области электромашиностроения, в частности к электрическим машинам с испарительным охлаждением.
Известны электрические машины закрытого исполнения с зоной конденсации, вынесенной из внутреннего пространства машины в окружающее (1). Неравномерный объем испаряющейся жидкости по длине тепловой трубы в таких машинах ухудшает ее характеристики и снижает интенсивность охлаждения машины.
Известна также электрическая машина с испарительным охлаждением, наиболее близкая к изобретению, содержащая размещенные в ярме статора тепловые трубы, оси которых параллельны продольной оси машины, концы, размещенные в зоне вентилятора, выведены из внутреннего пространства машины, а внутренняя полость выполнена цилиндрической (2).
При работе таких машин в условиях тепловых перегрузок объем испаряющейся жидкости по длине тепловой трубы увеличивается, скорость движения пара в тепловой трубе повышается, что приводит к срыву жидкости, текущей по .капиллярно-пористому элементу в противоположном направлении. Следствием этого является увеличение гидравлического сопротивления жидкостного и парового трактов тепловых труб, ухудшение их характеристик и снижение надежности работы.
Цель изобретения — повышение надежности работы машины путем увеличения интенсивности охлаждения в режимах перегрузки.
Для этого внутренние и наружные поверху ности каждой из тепловых труб выполнены коническими, расширяющимися к зоне вентилятора, причем они могут расширяться от середины пакета статора.
На фиг. 1 показан продольный разрез машины; на фиг. 2 — продольный разрез статора с тепловыми трубами, внутренняя и наружная поверхности которых выполнены расширяющимися от середины пакета статора.
В пакете железа статора 1 вдоль его про15 дольной оси установлены тепловые трубы 2 так, что один из концов 3 указанных труб выведен в зону вентилятора 4, установленного на валу 5. Внутренняя 6 и наружная 7 поверхности тепловых труб имеют коническую форму, они расширяются к зоне вентилятора. Возможно исполнение тепловых труб с внутренней и наружной поверхностями, расширяющимися от середины пакета статора.
Выделяющаяся в пакете статора и обмотке
25 тепловая энергия нагревает участок тепловой трубы в ярме статора, что приводит к испарению жидкости в тепловых трубах. Пар заполняет всю внутреннюю полость тепловых труб. Концы тепловых труб, размещенные в
30 зоне вентилятора, охлаждаются воздухом.
541244
В результате сконденсировавшаяся жидкость по капиллярно-пористому элементу вновь поступает в участок тепловой трубы, находящийся в ярме статора. Таким образом, устанавливается встречное движение жидкости и пара.
При работе электрической машины по мере продвн>кения пара к зоне вентилятора, когда его количество в зоне тепловой трубы возрастает, а также в режимах тепловых перегрузок, когда увеличивается испарение жидкости, повышается скорость движения пара. Внутренняя конусность в тепловых трубах обеспечивает снижение скорости движения пара и поддержание скорости в заданном диапазоне и, следовательно, безотрывное передвижение пара и жидкости в тепловых трубах.
Наличие на тепловых трубах внешней конусности позволяет удерживать пакет статора в спрессованном состоянии и благодаря этому снизить потери тепла в ярме статора и уменьшить контактные термические сопротивления на границе ярма статора с тепловыми трубами. Увеличение интенсивности охлаждения ведет к повышению надежности электрической машины.
Формула изобретения
5 . Электрическая машина с испарительным охлаждением, содержащая размещенные в ярме статора тепловые трубы, оси которых параллельны продольной оси машины, а концы, размещенные в зоне вентилятора, выведены
10 через подшипниковый щит, о т л и ч а ю гц а яся тем, что, с целью повышения надежности путем увеличения интенсивности охлаждения в режимах перегрузки, внутренние и наружные поверхности, каждой из труб выполнены
15 коническими, расширяющимися к зоне вентилятора.
2. Электрическая машина по п. 1, о тл ич а ю щ а я с я тем, что упомянутые внутренняя и наружная поверхности выполнены расширя20 ющимися от середины пакета статора.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Авт. св. ¹ 443442, кл. Н 02К 9/18, 1972.
2. Патент Франции № 2189915, кл. Н 02К
>5 9/20, 1974.
541244
Фиг.2
Составитель С. Бражник корректор Л. Брахнина
Редактор И, Грузова
Техред Е. Петрова
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 2927/16 Изд. № 1899 Тираж 882 Подписное
LIHHHIIH Государственного когиитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Рауьвская наб., д. 4/5