Упругоцентробежная муфта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистимеских

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено10.06.75 (21) 2142746/27 с присоединением заявки % (23) Приоритет (43) Опубликовано 05.01.77.Бюллетень N 1 (45) Дата опубликования описания 21.03.77 (») 542 043 (51) М, Кл.

Р 16 D 43/14

Гасударственный комитет

Совета Министров СССР оа делам изобретений и открытий (53) УДК 621. &25.5 (088.8) А.-П. К.. Каволелис, A. P. Якштас, Ю. И, Юревич, Б. П. Спруогпс, Л. И. Януленис и JI. A. Зубавичус (72) Авторы изобретения

Вильнюсский инженерно-строительный институт (71) Заявитель (54) УПРУГО-ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА

Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено в быстроходных силовых установках для соединения двигателя с рабочим органом, где во время работы происходят значительные взаимные смещения соединяемых валов и частое реверсирование.

Известна упруго-центробежная муфта, содержащая ведушую и ведомую полумуфту, выполненные в виде ступиц с диаметрально противоположно расположенными хвостовиками, центробежные грузы, а также концентрично расположенные упругие кольца, жестко соединенные с полумуфтами и грузами, при этом кольца выполнены из пружинной ленты(11.

Однако эта муфта при вращении в ра=-мные стороны имеет различные упругие характеристики. И кроме того, упругое кольцо при смешении соединяемых валов допускает изгиб только в одной плоскости, плохо работает на закручивание, что снижает ее компенсирующие способности.

Известна также упруго-центробежная муфта, содержащая две полумуфты, выполненные B виде ступпц с xBocTQBHKGMH ссединенные с ними с помощью прижимнь х элементов упругие кольца, вь полненные ь виде винтовых цилиндрических пружин. На

5 кольцах между хвостовика и диаметрально противоположно закреплено два центробежных груза(2). Эта муфта является наиболее близкой к изобретению по технической сущности и достигаемому результату.

Недостатком ее является неодинакоьость упругих характеристик при различных направлениях врашения. Г. ри одном направлении вращения действие центробежнь.х сил, развиваемых грузами, у-меньшается деформация упругих колец, а при другом — воздействие пх су-ммируется с внешней нагрузкой и ухудшает условия работы колец, деформируя их еше больше. Кроме того, в местах крепления колеи к хвостовикам и грузам возникает концентрациянапряжения.

Цель изобретения — обеспечение идентичности упругих характеристик муфть при передаче крутящего момента в обоих направлени х.

542043

Указанная цель достигается тем, что число центробежных грузов равно числу хвостовиков, причем одна из полумуфт снабжена жестким ободом, ограничивающим радиальные перемещения центробежных rpy- 5 зов.

Кроме того, центробежные грузы и прижимные элементы могут быть выполнены в виде набора стягиваемых шайб, между которыми размещены упругие кольца, 10 причем прижимные элементы могут быть шарнирно соединены с хвостовиками.

Такая конструкция снизит концентрации напряжений в упругих кольцах, повысит надежность из крепления, следовательно, 15 повысит стабильность упругих характеристик муфты.

На фиг. 1 представлена упруго-центробежная муфта, вид спереди; на фиг. 2—

20 разрез по А-А на фиг. 1; на фиг. 3{схема крепления упругих колец к хвостовикам) разрез по Б-Е на фиг. 2.

Муфта состоит из двух полумуфт ведущей 1 и ведомой 2, и представляющих собой ступицы с противопложно направленными и расположенными под прямым у лом хвостовиками, которые соединены с пальцами 3 круглого сечения. Последние благодаря соответствующей посадке могут поворачиваться вокруг своей оси. При пол.оши прижимных шайб 4 и гаек 5 к пальцам 3 крепятся витки цилиндрических винToBbIx пружин 6 и 7 и таким образом осуществляется связь последних с полумуфтами. Кроме того, одна из полумуфт (на чертеже полумуфта 2) снабжена жестким ободом 8, ограничивающим радиальные перемещения центробежных грузов 9 - 12, число которых равняется числу хвостови- р) ков. Грузы установлены между пружинами 6 и 7 и выполнены в виде болтов 13, на которые насажены прижимные шайбы

14. Между шайбами 14 размещены витки пружин 6 и 7. Витки расположены в рас- 45 ширяюшихся к концам канавках 15, вследствие чего уменьшается плошадь контакта между витками и шайбами, являюшимися составными частями центробежных грузов.

Шайбы 14 сжимаются гайками 16., 50

Муфта работает следующим образом, В статическом положении хвостовики ведущей и ведомой полумуфт расположены перпендикулярно друг к другу, и проекции с торца всех витков обеих винтовых 55 пружин представляют идеальные окружности. Под воздействием крутящего момента ведущая полумуфта поворачивается относительно ведомой в направлении вращения, в связи с этим два центробежных груза 69

4 приближаются к оси вращения, а два дру гих удаляются от нее. Например, при вращении муфты по часовой стрелке к оси врешения приближаются грузы 9 и 11, а удаляются 10 и 12. Под действием центрс бежных сил все грузы смешаются от оси вращения. Таким образом грузы 9 и 11 способствуют передаче крутящего момента, так как развиваемые ими центробежные силы стремятся уменьшить вызванную крутящим моментом деформацию витков пружин. Центробежные силы, ра виваемые остальными грузами 10 и 12, при упомянутом направлении вращения увеличивают деформацию витков пружин и таким образом ухудшают условия перьдачи муфтой крутящего момента, но благодаря наличию обода по достижении определенных момента и числа оборотов отрицательное влияние этих грузов исключается так, как они упираются в обод, который воспринимает их центробежные силы (они как бы исчезли). Следователт но, параметры муфты должны быть подобраны таким образом, чтобы при рабочих значениях момента и числа об ротов эти грузы оказались бы прижатыми к ободу. Естественно, что при изменении направления вращения грузы меняются ролями.

Вследствие того, что уменьшена плом щадь контакта между витками пружины и центробежными грузами хвостовики с витками пружины соединены через поворачивающиеся пальцы, на витки при их деформации не воздействуют дополнительные изгибающие моменты, которые в других аналогичных муфтах вызывают концентрацию напряжений в местах крепления.

При крутильном возмущении ведущей или ведомой полумуфт неприжатые к ободу центробежные грузы совершают кольбания в приблизительно радиальном нацрав ленин и в соответствующих условиях крутильные колебания могут быть локализированы в соответствующей полумуфте.

Ф о р м у .л а и- з о б р е т е н и я

1. Упруго-центробежная муфта, содержащая две полумуфты, выполненные в виде ступиц с хвостовиками, и соединенные с ними с помощью прижимных элементов упругие кольца, а также центробежные грузы, закрепленные на кольцах между хвостовиками, о т л и ч а ю ш а я с я тем, что, с целью обеспечения идентичности ее упругих характеристик при передаче крутящего момента в обоих направлениях, чис-

542043 иг.

5 ло центробежных грузов равно числу хвостовиков, причем одна из полумуфт снабжена жестким ободом, ограничиваюшим радиальное перемешение центробежных грузов.

2. Упруго-центробежная муфта по п. 1,. о т л и ч а ю ш а я с я тем, что центр бежные грузы и прижимные элементы выполнены в виде набора стягиваемых шайб, между .которыми размешены упругие кольца.

6 .3. Упруго-центробежная муфта по пп.

1 и 2, о т л и ч а ю ш а и с я тем, что прижимные элементы шарнирно соединены с хвостовиками.

5 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Авторское свидетельство М 372389, кл. F 16 D 43/14, 1973 г.

2. Авторское свидетельство по заявке

10 N. 22002266666666//225 -277, кл. У 16 3 43/14, 1974.

542043

А-Д

Составитель Н. Антипова

Редактор В. Ершова Техред М. Левипкая Корректор В. Куприянов

Заказ 5940!25 Тираж 1134 Подписное

ЦНИИПИ ГосУдаРстве-щого комитета Совета м,ист,, СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4