Устройство для заряда аккумуляторной батареи
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н Ы Е <» 5422в4
ИЗОБРЕТЕН ЫЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДВТИЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт, свид-ву (22) Заявлено 06.01. 75 (21) 2093705/07 с присоединением заявки Ме (23) Приоритет (43) Опубликовано05 pl 77 Б,оллетень М 1 (51) М. Кл.е
Н 02 J 7/00
Государственный комитет
Совета Министров СССР оа делам изооретений и открытий (53) УДК 621 355 163 (088.8), (45) Дата опубликования описания17.03.77
А. И. Хоменко и В. Н. Зулл (72) Авторы изобретения
Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного
Знамени институт инженеров железнодорожного транспорта (71) Заявитель (54) УСТРОЛСТВО ДЛЯ ЗАРЯДА АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ
Изобретение относится к устройствам для заряда аккумуляторных батарей и питания цепей управления вагона метрополитена.
Известно устройство для заряда аккумуляторной батареи пульсирующим током, использующее ключевой элемент, orраничивающий дроссель в цепи заряда, шунтированный совместно с батареей диодом и систему управления зарядом fl j. 10
Известно также аналогичное устройство для заряда батареи, использующее транзисторный ключевой элемент в цепи заряда С27.
Однако эти устройства мало надежны и l5 не могут быть использованы для заряда аккумуляторной батареи вагона метро.
Известно так.ке устройство для заряда аккумуляторной батареи от сети постоянного тока через тиристорный ключ с комму-20 тир уюшей R I» — цепью.
Йля управления этим ключом используется измерительчый мост и схема управления, выполненная в виде транзисторного блокинг-генератора f3). Но это устройство имеет большое число элементов, что отражается на его энергетических показателях и надежности.
Цель изобретения — повышение надежности и улучшение энергетических показателей. для этого устройство снабжено цепочкой последовательно соединенных стабилитрона и резистора, включенной между минусом источника питания и точкой соединения конденсатора и дросселя коммутирующей цепи, точка соединения стабилитрона и резистора этой цепи через диод подключена к базе транзистора блокинг-генератора, а в одно из плеч измерительного моста включены параллельно соединенные переменный резистор и коллекторно- эмиттерный переход дополнительного транзистора, база которого через диод подсоединена к коллектору второго дополнительного транзистора, включенного в диагональ измерительного моста.
На чертеже представлена схема предлааемого устройства.
Устройство содержит тиристорный ключ 1 с коммутирующей цепью в виде колебатель542294 ного контура с коммутирующим конденсатором 2 и ограничивающим дросселем 3.
Измерительный орган устройства выполнен в виде нелинейного моста на резисторах
4 — 7 и стабилитроне 8, в диагональ которого включен транзистор 9.
Управчен,". тиристорным ключом осушествляетс» " блокинг-генератора, состоящего из - -анзистора 10, диода 11, трансформатора 12, конденсатора 13 и резисторов 14, 15. Питается бпокинг-генератор от стабилитрона 16 со сглаживающим конденсатором 17.
Бепочка, состоящая из стабипитрона
18 рези-,.тора 9 и диода 20, осуществляет контроль за уровнем напряжения на коммутирующем конденсаторе и служит для запрета генерации управляющих импульсов до окончания цикла его перезаряда, исключая возможность сбоя тиристорного ключа. Пока тиристор 1 закрыт и конденсатор 2 не перезарядилсч, потенциал точки соединения конденсатора 2 и дросселя 3 больше напряжения стабилизации стабилитрона 18, напряжение снимаемое со стабилитрона 18 через диод 20 запирает транзистор 10.
После перезаряда конденсатора 2 потенциал указанной выше точки падает почти до нуля и запрет снимается.
Аккумуляторная батарея подключается к ключу через ограничивающий дроссель
21 и предохранитель 22 и шунтируется вместе с последними диодом 23.
Узел зашиты от аварийных повышений напряжения ссстсит»з индуктивности 24 тиристора 25 и схемы управления 26.
Требуемая характеристика "вход-выход" обеспечивается регулируемыми резисторами 5, 6 и транзистором 27, который включает или выключает резистор
6 из нелинейного моста, меняя соотношеlO ние его плеч.
Устройство для заряда аккумуляторной батареи работает следующим образом. При подаче напряжения контактной сети принципиально возможны два случая: напряжение на батарее больше 0 срабатывания, в этом случае по указанным ниже 36 причинам, тиристорный ключ не работает, ток заряда равен нулю и напряжение на батарее меньше U срабатывания, батарея начинает заряжаться. Ключ работает с постоянными длительностью импульса и частотой, так как при соответствующей настройке резистора 5 транзистор 9 закрыт, транзистор 27 открыт и блокинг-генератор генерирует с постоянной частотой импульсы B цепь управления тиристора 1. Ток «1 заряда ограничивается дросселем со сталь» ным сердечником, который за счет запасенной энергии во время включенного состояния тиристора создает ток в аккумуляторной батареи через диод 23 в те промежутки времени, когда ключ закрыт. По мере заряда аккумуляторной батареи напряжение на ней растет и достигает величины срабатывания„транзистор 9 открывается, так как потенциал его базы становится более отрицательным, чем его эмиттера. От „.ытие транзистора 9 приводит к закрытию транзистора 27 и включению резистора 6 в нелинейный мост, к запиранию транзистора 10, а следовательно, прекращению генерирования импульсов управления блокинг-генератором. Ключ прекращает работать, ток заряда становится равным нулю, и батарея начинает разряжаться на нагрузку.
При разряде аккумуляторной батареи до уровня равного ипи ниже 0 отпускания транзистор 9 закрывается, так как потенциал базы его становится более положительным, чем эмиттер. Закрытие транзистора 9 вызывает открытие транзисторов 27, 10 и генерирование импульсов управления блокинг-генератором.
Тиристорный ключ запускается, и батарея вновь начинает заряжаться. Далее процессы повторяются.
В схеме предусмотрена защита от аварийных повышений напряжения на аккумуляторной батарее. Для этой цели служит дроссель 24, тиристор 25 и схема управления им 26. При аварийном повышении напряжения схема управления 26 создает ток в цепи управления тиристора 25, вызывая его включение и сгорание предохранителя 22. Аккумуляторная батарея отключается от сети, а схема управления остается закороченной. При этом возможны два случая:
1. При перенапряжении, вызванном выходом из строя тиристора 1 срабатывает автомат защиты от коротких замыканий, установленный на вагоне.
2. Если перенапряжение вызвано отказом схемы управления то в этом случае на тиристор 1 прекратятся импульсы управления, тиристор выктпочится и больше не включится. Ограничение скорости нарастания тока короткого замыкания через тиристор 25 достигается за счет включения дросселя 24.
Ф ормупа изобретения
Устройство для заряда аккумуляторной батареи, ссдержашее источник постоянно54 го тока, тиристорный ключ с коммутируюшей R L — цепью, включенный между источником и батареей, измерительный мост и схему управления тиристорным ключом, выполненную в виде блокинг-генератора на транзисторе, о т л и ч а юш е е с я тем, что, с целью повышения надежности и улучшения энергетических показателей устройства, оно снабжено цепочкой последовательно соединенных стабилитрона и резистора, включенной между минусом источника питания и точкой соединения конденсатора и дросселя коммутируюшей цепи, точка соединения стабилитрона и резистора этой цепи через диод подключена к базе транзистора блокинггенератора, а в одно из плеч измеритель2294 ного моста включены параллельно соединенные переменный резистор и коллекторно-эмиттерный переход дополнительного транзистора, база которого через диод подсоединена к коллектору второго дополнительного транзистора, включенного в диагональ измерительного моста.
Источники информации, принятые во
)ф внимание при экспертизе:
1. Патент CIIIA № 3601794, 1971 г., кл. 3 20-3 9.
2. Патент Франции М 1528702. 1968 г„ кл. Н 02 Т
3. Авторское свидетельство СССР № 385362, кл. Н 01 М 45/04 от
1 9 73 г. (прототип ) .
Составитель И. Найдина
Редактор В. Фельдман Техред О. Луговая Корректор В. Зорина
Заказ 5996/34 Тираж 882 Подписное
БНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113О35, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4