Якорь электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз, Советских
Социалистических
Республик (11) 5@2298 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 03.04.75 (21} 2119220/07 (51) М. Кл.о
Н 02 К 1/16 с присоединением заявки №
Государственный номнтет
Совета Министров СССР но делам изооретеннй н открытий (23) Приоритет (43) Опубликоваио05.01,77.Бюллетень № 1 (45) Дата опубликования описания105.03.77 (53) УДК621.313.3. . 043. 2 (088. 8) (72) Авторы изобретения
А. Q. Гпушенко, В. И. Киселев и Н. Н. Тупьчинсквя
Ташкентский ордена Труцового Красного Знамени институт инженеров железнодорожного транспорта (71) Заявитель (54) ЯКОРЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
Изобретечие относится к электротехнике
1 и может быть использовано в тяговых элек тродвигателях тепловозов.
Известен якорь электрической машины, содержащий рвзмешенный на валу сжатый с, 5 ! торцов нвжимными плитами сердечник из шйхтованных листов электротехнической стали.
В результате неравномерной высоты паета якоря из-зв погрешности изготовления.
I, тдельных пластин в осевом направлении воз-0 никают значительные напряжения нв ввпу под нажимными плитами и в их ребрах. Крп е того, усилие при нвпрессовке пакета и вжимных плит (окопо 100 т) приложено к сектору нвжимных плит, опрецепяемому цент-l5 о ральным углом, меньшим 180, поэтому всю нагрузку воспринимает часть ребер нажим-! ных плит работаюших HB изгиб в плоскостях, ) прохоцяших через ось врашения вала якоря и сечения вала поц нвжимными плитами. 20
Это уменьшает нацежность последних.
Целью изобретения является уменьшение напряжений на валу якоря и ребрах нажимых ппит,т.е. повышение надежности эпекрической машины. 25
С этой целью в прецпвгвемом якоре меи 1 цу нажимной плитой и торцом сердечника
Между крайними листами которого установпены листы из упругого мвтериапа, разме ценв профильная шайба, имеюшая вдоль окI ружности на стороне, обрашенной к серцеч нику, прерывистые выпуклые участки, а на стороне, обрашенной к нажимной плите, вцоль ! рольшего диаметра — выступ. Причем обе стороны имеют:встречную конусность с вершинами конусов, лежащими на оси вала.
Лист из упругого материала может иметь ртверстия, соответствуюшие прерывистым выпуклым участкам профипьной шайбы.
На фиг. 1 показан якорь, в процопьном разрезе; нв фиг. 2 - разрез по А-А нв фиг. 1.
Нв вап 1 якоря тягового эпектродвиганепя напрессованы пластины .пакета 2 жепе ва якоря, сжатые с обоих сторон шайбами
Ь,4 профильного сечения с двусторонними коническими центрируюшими поверхностями.
Шайбы имеют круговой выступ со стороны на>кимных плит 5,6 и прерывистый — со стцроны пакета 2 железа якоря, с обоих сторон которого между крайними его плвстина542298
Ьи установлены листы 7 из упругого мате-! нала.
Напряжения, возникающие неравномерно части ребер нажимных плит 5,6 и в сеI чении вала 1, вследствие разности высоты такета 2 в осевом направлении, компенсируются за счет деформаций упругих листов
7 и профильных шайб Э, 4 с крайними пластинами пакета 2 железа якоря в слецуюше и роследоватейьности. При сборке якоря про- . сходит вначале упругая деформация листов ,, что уменьшает неравномерность распре деления осевых усилий сжатия по ракету 2
I и осевых напряжений растяжения по всему сечению вала 1. При этом более равномер ными становятся напряжения изгиба в реб рах нажимных плит 5, 6. При разной толшине пластин пакета 2 в направлении его сжатия происходят пластичные и упругие деформации участков крайних пластин 2 железа якоря, контактирующих с прерывисты- ми выступами профильных шайб 3,4. При
I этом часть металла крайних пластин паке та выцавливается в отверстия, имеющиеся в упругих листах 7, и суммарная толщина пластин уменьшается в секторе пакета 2, воспринимающем большие усилия сжатия.
Все это обеспечивает выравнивание усилий сжатия по поверхности нажимных плит 5, 6 и усилий растяжения вала 1 якоря.
Б процессе работы якоря при изгибных колебаниях вала последовательная работа упругих листов и профильных шайб, контак тирующих с участками крайних пластин пакетажелеза якоря, обеспечивает уменьше1ние неравномерности распределения напря жений на валу якоря и ребрах нажимных плит, что повышает нацежность и долговеч 1 ность двигателя.
Формула изобретения щ 1. Якорь электрической машины, соцер жаший размещенный на валу сжатый с тор цов нажимными плитами сердечник из ших- тованных листов электротехнической стали, о т л и ч а ю ш и и с я тем, что, с целью р повышения нацежности, межцу нажимной
1плитой и торцом сердечника, между крайними листами которого установлены листы из, упругого материала, размещена профи ль на я шайба, имеющая вдоль окружности на стороне,,обращенной к сердечнику, прерывистые вы-! ,пуклые участки, а на стороне, обращенной .к нажимной плите, вцоль большего диамет ра — выступ; причем обе стороны им еют встречную конусность с вершинами конусов лежащими на оси вала.
2. Якорь по п.1, о т л и ч а ю ш и йс я тем, что лист из упругого материала имеет отверстия, соответствующие прерывистым выпуклым участкам профильной шай3(! бы.
Источники информации, принятые во вш1мание при экспертизе;
1. Алексеева A. Е. Конструкция электрических машин, Госэнергоиздат 1958 r., 35 стр. 22-24.
542298
Составитель Н. Сухоярская
Ред.-и,тор .П, таскин-; Техред Н. Андрейчук Корректор Н. Золотовская
3акBз . ) Q9 /, .о Т
01-!ИйГ 1I Государственного комитета Совета Министров СССР лэ делам изобретений и открытий
13.3035, Москва, Ж-35., Рау1нская наб., a. 4/5
И
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4