Система кондиционирования воздуха на транспортном средстве
Иллюстрации
Показать всеРеферат
4 е F r т)
Jp
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (и1 542664
Goes СоветскикСсциалистически с
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 09.01.75 (21) 2096049/11 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет
Опубликовано 15.01.77. Бюллетень № 2
Дата опубликования описания 28.02.77 (51) Ч. Кл."- В 60Н 3/04
F 24Г 3/00
Государственный комитат
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 629.113.06.:628. .83 (088.8) (72) Авторы и 3 о б 1э с T E . н и я
Я. М. Ицкович, Т. А. Садецкий и Ю. А. Ксенофонтов (71) Заявитель (54) СИСТЕМА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА
HA ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ
Изобретение относится к устройствам для обработки воздуха в помещениях транспортных средств.
Известна система кондиционирования воздуха на транспортных средствах, содержащая источник жатого воздуха, последовательно установленные в холодной линии теплообменники, регулирующий кран в обогревной магистрали, подключенный к датчику температуры, турбохолодильник с обводной линией, содержащей кран и датчик температуры, расположенный в объекте кондиционирования (1).
Недостатком такой системы является поддержание холодопроизводительности только за счет изменения температуры воздуха.
Известна также система кондиционирования воздуха на транспортном средстве, включающая источник сжатого воздуха и охладительную, обогревную и регулировочную магистрали, связывающие источник сжатого воздуха с помещением транспортного средства, а также содержащая температурный датчик помещения и дополнительный температурный датчик, при этом в обогревной и регулировочной магистралях установлены регулирующие краны, последний из которых соединен с дополнительным датчиком, а охладительная магистраль состоит из последовательно включенных теплообменников и турбохолодильника, сопловой аппарат которого снабжен механизмом управления (2).
Недостатком известной системы является ее низкая экономичность, что происходит из-за
5 несвязанности расхода воздуха с холодопроизводительностью, а зависимости его от давления отбора и гидравлического сопротивления системы.
С целью повышения экономичности системы
10 механизм управления соплового аппарата турбохолодильника снабжен встроенным в него концевым переключателем и командным прибором, через который механизм управления подсоединен к температурному датчику поме15 щения, причем регулирующий кран обогревной линии подсоединен к концевому переключателю механизма управления, а дополнительный температурный датчик установлен в охладительной магистрали между турбохоло20 дильнпком и помещением.
На фиг. 1 показана предлагаемая система кондицпонировапия воздуха, выполненная прп последовательном включении компрессора и
25 турбины турбохолодильнпка (схема с наддувом); HH фиг. 2 — система кондиционпрования воздуха, компрессор и турбина турбохолодильнпка в которой включены параллельно (загрузка компрессора на замкнутый кон30 тур) .
542664
25
ЗО
60
Система кондиционирования воздуха включает в себя источник 1 сжатого воздуха, сообщенный с помещением 2 через теплообменники 3, 4 и турбохолодильник 5; компрессор 6, турбины 7 которого соединены между собой либо последовательно (см. фиг. 1), либо параллельно (см. фиг. 2); кран 8, установленный в линии, подключенной к охладительной магистрали до и после теплообменников 3, 4; дополнительный температурный датчик 9, установленный в охладительной магистрали между турбиной 7 и помещением 2 и соединенный через командный прибор 10 с краном
8; температурный датчик 11 помещения 2, связанный через командный прибор 12 с механизмом 13 управления соплового аппарата турбохолодильника 5 и через концевой выключатель 14, встроенный в механизм 13 управления, с регулирующим краном 15, установленным в обогревной магистрали, соединяющей источник 1 непосредственно с помещением 2, теплообменник 16, установленный между компрессором 6 и турбиной 7 (см. фиг. 1) или в замкнутом компрессорном контуре (см. фиг.
2), связанном со входом в турбину 7.
Система работает следующим образом.
От источи;;а 1 воздух, предварительно охладившись в теплообменниках 3 и 4, попадает в турбохолодильник 5. На схеме, изображенной на фиг. 1, воздух вначале сжимается в компрессоре 6, затем охлаждается в тсплообменнике 16 и расширяется в турбине 7, охлаждаясь окончательно. На схеме, изображенной на фиг. 2, воздух поступает непосредсгвспно в турбину 7, а компрессор 6 турбохолодильцика
5 осуществляет циркуляцrlro воздуха в замкнутом контуре, причем вырабатываемое компрессором тепло снимается в теплообменнике
16. Дальнейший процесс идентичен для обеих схем. Охлажденный в турбохолодильнике 5 воздух поступает в помещение 2.
При работе на влажном воздухе за турбиной 7 поддерживается температура, например, О"С с помощью подмеса горячего воздуха на вход в турбохолодильник 5. Управление краном 8 осуществляется командным прибором
10, получающим сигнал от дополнительного температурного датчика 9.
Поддержание температуры в объекте обеспечивается следующим образом. При снижении тепловой нагрузки в помещении 2 сигнал от температурного датчика 11 поступает в командный прибор 12, а затем на механизм
13 управления соплового аппарата турбохолодильника 5. При этом проходное сечение соплового аппарата уменьшается (в пределе закрывается полностью), что приводит к уменьшению расхода холодного воздуха, подаваемого в помещение. При максимальном закрытии соплового аппарата замыкаются контакты концевого выключателя
14, а в дальнейшем сигнал от командного прибора 12 поступает на регулирующий кран 15, который открывается, увеличивая подачу горячего воздуха в помещение 2 до тех пор, пока температура в помещении не станет равной заданному значению. При повышении температуры в помещении 2 выше заданного значения вначале полностью закрывается обогревная магистраль, а затем открывается проходное сечение соплового аппарата турбины 7, что приводит к увеличению расхода через охладительную магистраль и, следовательно, к увеличению холодопроизводительности.
При постоянстве тепловой нагрузки помещения 2 и изменении давления отбора от источника сжатого воздуха 1 изменяется давление на входе в турбину 7, что приводит к изменению расхода и температуры воздуха, поступающего в помещение. Возникающее при этом температурное возмущение в помещении
2 компенсируется так же, как было описано ранее.
Формула изобретения
Система кондиционирования воздуха на транспортном средстве, включающая источник сжатого воздуха и охладительную, обогревную и регулировочну;о магистрали, связывающие источник сжатого воздуха с помещением транспортного средства, а также содержащая температурный датчик помещения и дополнительный температурный датчик, при этом в обогревной и регулировочной магистралях установлены регулирующие краны, последний из которых соединен с дополнительным датчиком, а охладительная магистраль состоит из последовательно включенных теплообменников и турбохолодильника, сопловой аппарат которого снабжен механизмом управления, отличающаяся тем, что, с целью повышения ее экономичности, механизм управления соплового аппарата турбохолодильника снабжен встроенным в него концевым переключателем и командным прибором, через который механизм управления подсоединен к температурному датчику помещения, причем регулирующий кран обогревной линии подсоединен к концевому переключателю механизма управления, а дополнительный температурный датчик установлен в охладительной магистрали между турбохолодильником и помещением.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Патент США № 2622406, кл. 62 — 6, 1953 r.
2. Г. И. Воронин «Системы кондиционирования воздуха на летательных аппаратах», стр. 183 — 187, 1973 г. (прототип).
542664
Составитель И. Кузнецова
Техред А. Камышникова
Редактор В. Блохина
Корректор А, Галахова
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 203/2 Изд. ¹ 160 Тираж 959 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5