Система кондиционирования воздуха на транспортном средстве

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

4 е F r т)

Jp

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (и1 542664

Goes СоветскикСсциалистически с

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 09.01.75 (21) 2096049/11 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

Опубликовано 15.01.77. Бюллетень № 2

Дата опубликования описания 28.02.77 (51) Ч. Кл."- В 60Н 3/04

F 24Г 3/00

Государственный комитат

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 629.113.06.:628. .83 (088.8) (72) Авторы и 3 о б 1э с T E . н и я

Я. М. Ицкович, Т. А. Садецкий и Ю. А. Ксенофонтов (71) Заявитель (54) СИСТЕМА КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА

HA ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ

Изобретение относится к устройствам для обработки воздуха в помещениях транспортных средств.

Известна система кондиционирования воздуха на транспортных средствах, содержащая источник жатого воздуха, последовательно установленные в холодной линии теплообменники, регулирующий кран в обогревной магистрали, подключенный к датчику температуры, турбохолодильник с обводной линией, содержащей кран и датчик температуры, расположенный в объекте кондиционирования (1).

Недостатком такой системы является поддержание холодопроизводительности только за счет изменения температуры воздуха.

Известна также система кондиционирования воздуха на транспортном средстве, включающая источник сжатого воздуха и охладительную, обогревную и регулировочную магистрали, связывающие источник сжатого воздуха с помещением транспортного средства, а также содержащая температурный датчик помещения и дополнительный температурный датчик, при этом в обогревной и регулировочной магистралях установлены регулирующие краны, последний из которых соединен с дополнительным датчиком, а охладительная магистраль состоит из последовательно включенных теплообменников и турбохолодильника, сопловой аппарат которого снабжен механизмом управления (2).

Недостатком известной системы является ее низкая экономичность, что происходит из-за

5 несвязанности расхода воздуха с холодопроизводительностью, а зависимости его от давления отбора и гидравлического сопротивления системы.

С целью повышения экономичности системы

10 механизм управления соплового аппарата турбохолодильника снабжен встроенным в него концевым переключателем и командным прибором, через который механизм управления подсоединен к температурному датчику поме15 щения, причем регулирующий кран обогревной линии подсоединен к концевому переключателю механизма управления, а дополнительный температурный датчик установлен в охладительной магистрали между турбохоло20 дильнпком и помещением.

На фиг. 1 показана предлагаемая система кондицпонировапия воздуха, выполненная прп последовательном включении компрессора и

25 турбины турбохолодильнпка (схема с наддувом); HH фиг. 2 — система кондиционпрования воздуха, компрессор и турбина турбохолодильнпка в которой включены параллельно (загрузка компрессора на замкнутый кон30 тур) .

542664

25

ЗО

60

Система кондиционирования воздуха включает в себя источник 1 сжатого воздуха, сообщенный с помещением 2 через теплообменники 3, 4 и турбохолодильник 5; компрессор 6, турбины 7 которого соединены между собой либо последовательно (см. фиг. 1), либо параллельно (см. фиг. 2); кран 8, установленный в линии, подключенной к охладительной магистрали до и после теплообменников 3, 4; дополнительный температурный датчик 9, установленный в охладительной магистрали между турбиной 7 и помещением 2 и соединенный через командный прибор 10 с краном

8; температурный датчик 11 помещения 2, связанный через командный прибор 12 с механизмом 13 управления соплового аппарата турбохолодильника 5 и через концевой выключатель 14, встроенный в механизм 13 управления, с регулирующим краном 15, установленным в обогревной магистрали, соединяющей источник 1 непосредственно с помещением 2, теплообменник 16, установленный между компрессором 6 и турбиной 7 (см. фиг. 1) или в замкнутом компрессорном контуре (см. фиг.

2), связанном со входом в турбину 7.

Система работает следующим образом.

От источи;;а 1 воздух, предварительно охладившись в теплообменниках 3 и 4, попадает в турбохолодильник 5. На схеме, изображенной на фиг. 1, воздух вначале сжимается в компрессоре 6, затем охлаждается в тсплообменнике 16 и расширяется в турбине 7, охлаждаясь окончательно. На схеме, изображенной на фиг. 2, воздух поступает непосредсгвспно в турбину 7, а компрессор 6 турбохолодильцика

5 осуществляет циркуляцrlro воздуха в замкнутом контуре, причем вырабатываемое компрессором тепло снимается в теплообменнике

16. Дальнейший процесс идентичен для обеих схем. Охлажденный в турбохолодильнике 5 воздух поступает в помещение 2.

При работе на влажном воздухе за турбиной 7 поддерживается температура, например, О"С с помощью подмеса горячего воздуха на вход в турбохолодильник 5. Управление краном 8 осуществляется командным прибором

10, получающим сигнал от дополнительного температурного датчика 9.

Поддержание температуры в объекте обеспечивается следующим образом. При снижении тепловой нагрузки в помещении 2 сигнал от температурного датчика 11 поступает в командный прибор 12, а затем на механизм

13 управления соплового аппарата турбохолодильника 5. При этом проходное сечение соплового аппарата уменьшается (в пределе закрывается полностью), что приводит к уменьшению расхода холодного воздуха, подаваемого в помещение. При максимальном закрытии соплового аппарата замыкаются контакты концевого выключателя

14, а в дальнейшем сигнал от командного прибора 12 поступает на регулирующий кран 15, который открывается, увеличивая подачу горячего воздуха в помещение 2 до тех пор, пока температура в помещении не станет равной заданному значению. При повышении температуры в помещении 2 выше заданного значения вначале полностью закрывается обогревная магистраль, а затем открывается проходное сечение соплового аппарата турбины 7, что приводит к увеличению расхода через охладительную магистраль и, следовательно, к увеличению холодопроизводительности.

При постоянстве тепловой нагрузки помещения 2 и изменении давления отбора от источника сжатого воздуха 1 изменяется давление на входе в турбину 7, что приводит к изменению расхода и температуры воздуха, поступающего в помещение. Возникающее при этом температурное возмущение в помещении

2 компенсируется так же, как было описано ранее.

Формула изобретения

Система кондиционирования воздуха на транспортном средстве, включающая источник сжатого воздуха и охладительную, обогревную и регулировочну;о магистрали, связывающие источник сжатого воздуха с помещением транспортного средства, а также содержащая температурный датчик помещения и дополнительный температурный датчик, при этом в обогревной и регулировочной магистралях установлены регулирующие краны, последний из которых соединен с дополнительным датчиком, а охладительная магистраль состоит из последовательно включенных теплообменников и турбохолодильника, сопловой аппарат которого снабжен механизмом управления, отличающаяся тем, что, с целью повышения ее экономичности, механизм управления соплового аппарата турбохолодильника снабжен встроенным в него концевым переключателем и командным прибором, через который механизм управления подсоединен к температурному датчику помещения, причем регулирующий кран обогревной линии подсоединен к концевому переключателю механизма управления, а дополнительный температурный датчик установлен в охладительной магистрали между турбохолодильником и помещением.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Патент США № 2622406, кл. 62 — 6, 1953 r.

2. Г. И. Воронин «Системы кондиционирования воздуха на летательных аппаратах», стр. 183 — 187, 1973 г. (прототип).

542664

Составитель И. Кузнецова

Техред А. Камышникова

Редактор В. Блохина

Корректор А, Галахова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 203/2 Изд. ¹ 160 Тираж 959 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5