Система малоснабжения подшипника скольжения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОЛ ИСАН И Е
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Сеюв Советских
Социалистических
Республик (б1) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 15.11.74 (21) 2078121/27 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубли;:овано 15.01.77. Бюллетень № 2 (51) М. Кл.- "F 16С 17/02
Государственный комитет
Совета Министров СССР (53) УДК 621.822.5 (088.8) по делам изобретений и открытий
Дата опубликования описания 10.02.77 (72) Автор изобретения В. Н. Казанский (71) Заявитель Уральский филиал Всесоюзного дважды ордена Трудового Красного
Знамени теплотехнического научно-исследовательского института им. Ф. Э. Дзержинского (54) СИСТЕМА МАСЛОСНАБЖЕНИЯ ПОДШИПНИКА
СКОЛЬЖЕНИЯ
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в машинах и агрегатах, содержащих подшипники скол ьжения.
Известна система маслоснабжения подшипника скольжения, содер>кащая масляный картер, сообщающийся через последовательно соединенные между собой устройства для фильтрации и легирования всей смазки с трубопроводом подвода смазки в подшипник, а также параллельно соединенное с трубопроводом устройство для охлаждения части смазки (1).
В таких системах маслоснаб>кения отсутствует возможность одновременного увеличения теплоотвода, вязкости и несущей способности слоя смазки в подшипнике.
Улучшение теплоотвода, повышение вязкости и несущей способности смазки обеспечивается за счет того, что предлагаемая система маслоспабжения снабжена диспергирующим устройством, например, ультразвукового типа, сообщающимся с трубопроводом под ода смазки в подшипник и размещенным либо в трубопроводе с охлаждаемой, либо неохлаждаемой смазкой.
На чертеже схематически показана предлагаемая система маслоснабжения подшипника скольжения.
Цапфа вала 1 расположена внутри подшипника 2 и картера 3 для сбора смазки, гидравлически соединенного с баком 4 для приема отработанного масла, его легированпя и
5 фильтрации (посредством фильтра 5). Насос
6 подает масло из бака частично на маслоохладитель 7 и частично — в диспергирующее устройство 8. Образовавшаяся эмульсия
«масло в масле» (смесь дисперсионной среды
10 и диспергированной фазы) поступает по каналу в рабочий зазор 9 подшипника.
Предлагаемая система маслоснабжения позволяет управлять величиной эффективной вязкости масла. С помощью диспергпрующе15 го устройства образуется масляная эмульсия, вязкость которой выше вязкости исходного охлажденного и нагретого масла. При заданной величине средней температуры вязкость эмульсии зависит от концентрации и дисперс20 ности диспергируемой фазы, что создает возможность управления величиной эффективной вязкости такой неоднородной системы. Наличие в смазке поверхностно-активных и каллоидных веществ способствует сохранению ус25 тойчивости полученной эмульсии «масло в масле» на время, необходимое для прохождения ее вдоль рабочего зазора подшипника.
Вязкость эмульгируемого масла не подчиняется закону аддитивности и оказывается
30 выше вязкостей компонентов, составляющих
542855
1 9
Составитель Н. Пешти
Корректор Н. Аук
Техред Л. Гладкова
Редактор Л. Васильева
Заказ 42/1 Изд. № 118 Тираж 1159 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, К-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2 эмульсию. То же значение вязкости эмульсии достигается для обычного масла при более низкой температуре, причем при одинаковых вязкостях обычного и эмульгированного масла теплоемкость эмульсии, подчиняющаяся закону аддитивности, оказывается выше теплоемкости обычного масла, что улучшает теплоотвод и увеличивает несущую способность слоя см азки.
Формула изобретения
1. Система маслоснабжения подшипника скольжения, содержащая масляный картер, сообщающийся через последовательно соединенные между собой устройства для фильтрации и легирования всей смазки с трубопроводом подвода смазки в подшипник, а также параллельно соединенное с трубопроводом устройство для охлаждения части смазки, о тл и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью улучшения
5 теплоотвода, повышения вязкости и несущей способности смазки, система маслоснабжения подшипника скольжения снабжена диспергирующим устройством, например, ультразвукового типа, сообщающимся с трубопроводом
10 подвода смазки в подшипник.
2. Система по п. 1, отл и ч а ю щ а я с я тем, что диспергирующее устройство размещено в трубопроводе с охлаждаемой смазкой.
3. Система по п. 1, отличающаяся тем, 15 что диспергирующее устройство размещено в трубопроводе с неохлаждаемой смазкой.