Способ измерения осевого усилия и крутящего момента гребного винта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1>1. йн
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
Tъ / т у уд щ й-И Е
-1 (н-у 54292 l.
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 19.02.74 (21) 1998789/10 (51) М. Кл.-" G 01 L 1/22 с присоединением заявки № 2052637/10
Государственнык комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет
Опубликовано 15.01.77. Бюллетень М 2
Дата опубликования описания 02.02.77 (53) УДК 531.781(088.8) (72) Автор изобретения
О. Н. Беззубик (71) Заявитель (54) СПОСОБ
ИЗМЕРЕНИЯ ОСЕВОГО УСИЛИЯ
И КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА ГРЕБНОГО ВИНТА
Изобретение относится к измерительной технике.
Известен способ измерения осевого усилия и крутящего момента гребных винтов с помощью сочленяемых с валом гребного винта торсиона и сильфонного упругого элемента с индуктивным преобразователем его деформации (1). Этот способ сложен в реализации и не обеспечивает необходимую точность измерения.
Известен также способ измерения осевого усилителя и крутящего момента гребного винта судов с помощью укрепляемых на валу гребного винта тензоэлементов (2). Этот способ также имеет недостаточную точность измерения.
Для повышения точности измерения по предлагаемому способу тензоэлементы укрепляют на упругой плите, нагружают плиту фиксированными величинами сил и крутящих моментов, осуществляя при этом подбор номинальных значений величин компенсирующих элементов, а затем укрепляют упругую плиту на валу гребного винта.
На фиг. 1 показана принципиальная схема измерения для реализации описываемого способа; на фиг. 2 — расположение всех элементов измерительной схемы на упругой плите.
Устройство содержит мостовую схему 1 с тензоэлементами для измерения осевого усплия; две полумостовые схемы 2, 3 с тензоэлементами для измерения крутящего момента; схему 4 с резисторами для компенсации взаимного влияния крутящего момента на точность измерения осевого усилия и наоборот; усилитель 5 и источник питания 6.
Полупроводниковые тензоэлементы моста 1 укреплены на плите 7 под углом 45 к ее оси, причем тензоэлементы 1а, 1б являются измерительными, а тензоэлементы 1в, 1г — термокомпенсационными п изготовлены из того же материала, что и измерительные тензоэлементы, но вырезаны пз полупроводникового кристалла в направлении минимальной тензочувствптельпости. Тензоэлементы полумостовой схемы 2 также установлены под углом 45 С к оси плиты 7.
Б процессе сборки все тензоэлементы строго ориентируют в нужном направлении относительно продольно "I оси плиты 7 н укрепляют пх с помощью крепежных элементов. Затем упругую плиту нагружают точно известными гр;:„.спрованными величинами спл II крутящих моментов на стенде с помощью любых пзвеэГ стнь.х механизмов, при этом подопрают величины компенсирующих резисторов схемы 4 таким образом, чтобы исключить взаимное влпяш|е измеряемых параметров на точность их зО изх:еренпя. После этого укрепляют упругуго
542921
Рыг. 2
Составитель В. Емельянов
Редактор С. Хейфиц Техред Е. Петрова Корректор Л. Денискина
Заказ 34/4 Изд, № 110 Тираж 1054 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2 плиту на валу гребного винта, добиваясь совпадения оси плиты с осью вала.
Предложенный способ позволяет существенно повысить точность измерения осевого усилия и крутящего момента гребного винта, а также упростить процессы сборки и отладки измерительной схемы.
Формула изобретения
Способ измерения осевого усилия и крутящего момента гребного винта с помощью укрепляемых на валу гребного винта тензоэлементов, отличающийся тем, что, с целью повышения точности измерения, тензоэлементы укрепляют на упругой плите, нагружают плиту фиксированными величинами сил и крутящих моментов, осуществляя при этом подбор номинальных значений величин компен5 сирующих элементов, а затем укрепляют упругую плиту на валу гребного винта.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Авт. св. № 284366, М. Кл. G 011 1/04, 10 1968.
2. С. М. Горлин и И. И. Слезингер. «Аэромеханические измерения (методы и приборы), М., 1964, УДК 533.605/7, стр. 506 — 520, рис.
6.81, 6.95 (прототип) .