Устройство для связи энергосистем

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОГ1 ИКАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (1!) 543087

Сова Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 06.10.75 (21) 2181292/07 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 15.01.77. Бюллетень ¹ 2

Дата опубликования описания 07.02.77 (51) M. Кч Н 02J 3/04

Государственный комитет

Совета Министров СССР

Ilo делам изобретений и открытий (53) УДК 621.311.161 (088.8) (72) Авторы изобретения

Ю. Ф. Королюк, В. К. Халевин и Т, А. Шибаева

Сибирский научно-исследовательский институт энергетики (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СВЯЗИ ЭНЕРГОСИСТЕМ

Изобретение относится к области электро.ехники, в частности к передаче электрической энергии переменным током и может быть применено для связи энергосистем на напряжение 500 кВ и выше.

Известны устройства для связи между энергосистемами, позволяющие сохранять переток мощности между несинхронно работающими частями и способствующие улучшению условий ресинхронизации (1, 2). Эти устройства сложны и в нормальном режиме ухудшают свойства систем, поскольку даже в этом режиме вносится некоторый дополнительный реактанс в рассечку фаз. Эти устройства состоят из многих элементов, что ведет к снижению их надежности и удорожанию.

Известно устройство для связи энергосистем через автотрансформатор (31. Автотрансформатор связан с энергосистемами через коммутационные аппараты и содержит регулировочную обмотку, расположенную между присоединенной к сети высокого напряжения последовательной частью обмотки и ее общей частью, присоединенной к сети среднего напряжения. Обмотка высокого напряжения выполнена в виде двух секций. Высоковольтный ввод делается в месте соединения секций. Обмотки высокого напряжения и регулировочная защищены электростатическими экранами.

Такое расположение обмоток исключает совместное регулирование высокого и среднего напряжений и сопряженные с ним значительные колебания насыщения сердечника автотрансформатора, которые получаются при рас5 положении регулировочной обмотки у нуля.

Кроме того, такое расположение обмоток делает автотрансформатор броневого типа практически нерезонирующим.

Однако это устройство не позволяет сохра10 нять односторонний переток мощности в период асинхронного хода и не способствует улучшению динамической устойчивости энергосистемы, так как нельзя изменить полярность обмотки среднего напряжения относи15 тельно высшего.

Для повышения надежности путем улучшения условий ресинхронизации при асинхронном ходе в предлагаемом устройстве обмотка среднего напряжения автотрансформатора

20 выполнена в виде двух секций, включенных встречно, причем их крайние выводы подключены к энергосистеме через коммутационные аппараты, объединенные выводы — заземлены, а обмотка высшего напряжения подклю25 чена ко второй энергосистеме.

На чертеже изображен общий вид предложенного устройства на одну фазу.

Устройство содержит автотрансформатор с обмоткой 1 высокого напряжения и обмоткой

30 2 среднего напряжения, которая выполнена в

543087 виде двух секций. Место соединения секций заземлено в точке 3. Крайние выводы секций средней обмотки соединены электрически через коммутационные аппараты 4 и 5. Устройство подключено к линии b связи между энергосистемами.

При синхронной работе систем в проводящем состоянии находится один из коммутационных аппаратов, например 4, обмоток 2 среднего напряжения автотрансформатора, 11ри возникновении асинхронного хода в момент изменения знака мощности, протекающей через устройство, происходит перевод коммутационного аппарата 4 в закрытое состояние, а аппарата 5 — в открытое. Переключение обмотки среднего напряжения происходит при каждом прохождении мощности линии 6 через нуль до восстановления устойчивости системы.

Предлагаемое устройство изменяет фазу между напряжениями начала и конца линии на 180 эл. град. при изменении знака мощности по линии 6 и тем самым смещает характеристику мощности на этот же угол. Устройство сохраняет переток мощности между несинхронно работающими системами. Кроме того, создается значительный тормозной эффект для генераторов передающей части системы, что способствует втягиванию системы в синхронизм.

Чем большим быстродействием обладает коммутирующая аппаратура, тем благоприятнее работа энергосистемы с точки зрения устойчивости.

Использование предлагаемого устройства позволит повысить предельные перетоки мощ5 ности в режимах максимальных нагрузок по межсистемным связям за счет фазового управления в переходных режимах и уменьшить число аварийных отключений этих связей.

Формула изобретения

Устройство для связи энергосистем, содержащее автотрансформатор и коммутационные

15 аппараты, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности путем улучшения условий ресинхронизации при асинхронном ходе, обмотка среднего напряжения автотрансформатора выполнена в виде двух секций, 0 включенных встречно, причем их крайние выводы подключены к энергосистеме через коммутационные аппараты, объединенные выводы — заземлены, а обмотка высшего напряжения подключена ко второй энергосистеме.

25 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе.

1. Патент США № 3567954, кл. 307 — 20, 1971.

2. Патент Японии № 48-39623, кл. 58 А, 30 1973.

3. Патент Франции № 1193887, кл. Н 02l, 1958.

543087

Составитель К. Фотина

Техред Л. Гладкова Корректор Т. Добровольская

Редактор И. Шубина

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 101/б Изд. № 102 Тираж 899 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, K-35, Раушская наб., д. 4!5