Ротор электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистицескнх
Республик (11) 544 04 8 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено05.02.75 (21) 210231 у07 с присоединением заявки № (23) Приоритет— (43) Опубликовано 25.01.77 Бюллетень МЗ (45) Дата опубликования описания29.04.77 (51) М. 1<"":.-
Н 02 К 5/24
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и откоытий (53) "3iK 6 2 1. 3 1 3. 3 3 3. (088.8 ) А. Д. Глушенко, А. Д. Беленький, B. И. Киселев, X. Ш. Файзуллаев, Б, И. Штанов, Ю. 3. Перельман, В. А. Широковский и H. Н. Тульчинская (72) Авторы изобретения
Ташкентский ордена Трудового Красного Знамени (71) Заявитель институт инженеров железнодорожного транспорта (54) РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
Изобретение относится к электрическим
MGIIIHHGM в частности к тяговым электродвигателям тепловозов.
Известен ротор электрической машины, на валу которого установлен упругий элемент. В этом роторе отсутствует эффективное гашение колебаний.
Известен также ротор электрической машины, содержаший насаженный на вал шихтованный сердечник с нажимными шайбами и „0 втулку, один торец которой примыкает к торцу внутреннего кольца подшипника.
Вал этого ротора имеет небольшую прочность в месте наибольших концентраций напряжений, что снижает надежность ротора. 15
Белью изобретения является повышение надежности путем увеличения прочности вала и снижения вибраций.
Зля этого на валу установлен упругий элемент, включаюший цилиндрические конце- 20 вые части, одна из которых зафиксирована посредством упомянутой втулки, а другая— посредством нажимной шайбы, и средний полый кольцевой выступ, заполненный демпфируюшим материалом, например жидкостью. 25
На чертеже показана часть ротора, продольный разрез.
На валу 1 ротора напрессован пакет железа 2 и подшипник 3. Упрочнение вала осуществляется введением упругого пустотелого элемента 4, фрикционно связанного с напрессованным на нем втулкой 5 и нажимной шайбой 6, прч этом кольцевая полость упругого элемента заполнена демпфируюшим материалом 7, в качестве которого может быть порошок или жидкость.
Вследствие прогиба оси вала, возникаюшего в процессе его работы при изгибных колебаниях, происходит перетекание жидкос-.è или другого демпфирующего материала из области под изогнутой осью вала в область над ней.
Вследствие несжимаемости жидкости и трения, возникающего при перетекании жидкости в замкнутой полости упругого элемента, происходит гашение колебаний вала.
Наибольшее гашение колебаний достигается при работе вала электрической машины в резонансной или близкой от нее зонах, ког544048
Ь
Составитель Н. Сухоярская
Редактор Ф. Хлебников Техре Г, Роаак
Корректор В. Куприянов
Заказ 791/68 1 ираж 902 Подписное
ЦНИЫПИ Государственнот о комитета Совета Министров СССР но делам изобретений и открытий
113035„. Москва, A-35, Раушская наб,, д. 4/5
Филиал ППП "Патент", т. Ужгород, ул. Проектная, 4 да амплитуда изгиба вала достигает максимальной величины.
Наличие в полости упругого пустотелого элемента демпфирутошего материала под дав5 лением увеличивает эффект гашения колебания вала и, как следствие, повышает его долговечность.
Сборка предлагаемого устройства осу<о шествляется ciIt p) юшим образом: упрут ий пустотелый элемечт насаживается на вал в горячем состоянии, чем обеспечивается необходимая прочность фрикционной связи между валом и упруч им элементом и геоме i 5 тичность полости для демпфируюшего материала. Величина натяга при посадке упруч.оГо элемента на Вал зависит от давления, со» здаваемтто в полости упругого элемента демпфируюшим материалом. После посадки на вал упругого элемента в его полость вводится демпфируюший материал через специальный канал (на чертеже не показан). Этот канал затем закрывается., например, пробкой.
Величина давления демпфируюшего материала в полости упругого элемента обусловлена условиями работы вала электрической машины.
В описанной конструкции ротора момент инерции вала в месте ьаибольшей концентрации напряжения увеличен на величину момента инерции сечения упругого элемента с демпфируюшим материалом, что позволяет повысить долговечность.
Формула изобре гения
Ротор электрической машины, содержащий насаженный на вал шихтованный сердечник с нажимными шайбами и втулку, один торец которой примыкает к тооцу внутреннего кольца подшипника, о т л и ч а ю ш и и с я тем, что, с целью повышения надежности путем увеличения прочности вала и снижения вибраций, на валу установлен упругий элемент, включаюший цилиндрические концевые части, одна из которых "àôèêñèðîâàíà посредством упомянутой втулки, а другаяпосредством цажимной шайбы и средний полый кольцевой выступ, заполненный демпфируюшим материалом, напримео жидкостью.