Судовой движитель для моторной лодки
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ст и
М 5448
Класс 65 f, 4
Il
Ъп
ПАТЕНТ НА ИЗОБРЕТЕНИЕ
ОПИСАНИЕ судового движителя для моторной лодки.
К патенту И. Н. Егорова, заявленному 15 июля 1926 года (заяв. свид. № 9461).
0 выдаче патента опубликовано 81 мая 1928 года. Действие патента распространяется на 15 лет от 31 мая 1928 года.
Предлагаемый судовой движитель для моторной лодки относится к известным движителям с поворот, ными около общей оси плоскими лопастями, получающими вместе с осью возвратно-поступательное движение.
На чертеже фиг. 1 изображает продольный разрез моторной лодки с предлагаемым движителем, фиг.2— то же, вид сверху, фиг. 3 — то же, поперечный разрез и фиг. 4 — схемы положения лопастей при холостом, переднем и заднем ходе лодки.
От мотора 1, помещенного в лодке, шток 2 приводится е поступательное движение через эксцентрик — коленчатый вал, или же непосредственно,от.лоршня при боль шом его ходе. Продолжением што- ка 2 служит труба 8, жестко сое- диненная со штоком и двигающаяся вместе с ним вперед и назад. Труба 8, получая переменное движение от, поршня, проходит через подшип- ники 15 и выходит из лодки выше, ватерлинии, оканчиваясь балкой 9.
B средине последней ввинчена ухо- I дящая в воду вертикальная ось 17, на которой на петлях помещены две лопасти 13, имеющие возможность свободно вращаться вокруг оси на
180 ; на конце балки 9 помещены направляющие подшипники 12. С обеих сторон балки 9 расположены квадратные штанги 16, скользящие в сальниках 14 трубы 8 и имеющие на себе упорные пальцы 10, 19 и
11, 20, размещенные так, что пальцы 10 и 19 находятся впереди лопастей 13, а пальцы 11 и 20 сзади их.
Передвижные штанги 16 проходят внутри трубы 8 и скрепляются с качающимися рычагами, оканчивающимися роликами 5, которые прокатываются на величину хода поршня по направляющим прорезам кареток 7, могущих перемещаться в вертикальном направлении по раме из таврового железа, укрепленной на дне лодки. Поднятие кареток 7 производится рукоятками 3 при помощи тяги 6 и фиксируется на любой высоте на рейке 4, как это практикуется на автомашинах в тормозной рукоятке, где имеется пружинная педалька для большого пальца руки и собачка для удержания в любом месте зубчатой рейки.
Сила взрыва в цилиндре сообщает поступательное движение поршню и связанной с ним трубе 8.
При движении трубы 8 вперед лопасти 13, находясь в сжатом положении, как показано на фиг. 4е, будут перемещаться на 180 из положения I-го в положение 11-е. При обратном ходе поршня лопасти совершают обратный ход, давая таким образом свободный ход лодке при работающем моторе. При желании двигаться вперед ограничивают угол поворота лопастей до 90, что достигается подводом упорных паль- цев 11 и 20 и 10 и 19, Пододвигая к лопастям пальцы 20 и 11 (фиг. 4д) при движении поршня, а вместе с ним и лопастей в направлении, указанном стрелкой, давление воды раздвигает лопасти, угол вращения которых ограничивается пальцами
11 и 20, останавливая их в положении 11-м (фиг. 4д) таким образом, ( что они становятся перпендикулярно к продольной оси лодки. Поворот лопастей на угол — — 90 от первоначального происходит за весьма незначительный ход поршня, остальную часть пути поршня лопасти идут раскрытыми, отталкиваясь от воды и толкая вперед лодку.
При обратном ходе поршня лопасти складываются от встречного давления воды, становясь в положение I-е (фиг. 4д) и цикл работы, их повторяется снова.
Чтобы не создавать очень силь-, ной реакции воды на всю площадь раскрытых лопастей, при пуске необходимо плавно подводить пальцы
10 и 19 или 11 и 20, производя, таким образом, плавное включение и медленный прирост скорости. Плавный пуск и плавная остановка приведены на схеме 4а, где положения
4, 3, 2, 1, определяемые пальцами
10 и 19, дают плавный ход вперед и положения 1, 2, 3 и 4 дают также замедление. так как в положениях
2, 3, 4 лопасти раскрыты не вполне.
Если подвести пальцы 11 и 20 и. ограничить вращение лопастей со стороны подшипников 12, то при движении поршня вперед лопасти будут сжаты, а при движении поршня назад †буд отталкиваться от воды и лодка получит задний ход (фиг, 4д).
Если подводить под левую лопасть, палец 19, а под правую палец 11 при движении поршня вперед, как указано стрелкой на фиг. 4 и, то левая лопасть будет работать вперед, а правая — назад, создавая, таким образом, пару сил, поворачивающих лодку налево при переднем ходе и направо при заднем ходе. Для поворота лодки при переднем ходе направо и при заднем ходе налево подводят пальцы 20 и 10. Если при переднем ходе плавно выключить и плавно включить задний ход, то лодка быстро остановится без резких толчков.
При разогнавшейся лодке и выключенном моторе, становя лопасти в положение Т, указанное на фиг, 4 к, достигают поворота направо при переднем ходе и налево при заднем ходе; при другом положении происходит поворот налево при переднем ходе и направо при заднем ходе.
При разогнавшейся лодке и остановленном моторе или на веслах торможение обусловливается положением лопастей, указанным на фиг. 4 д, если лодка двигалась. по направлению стрелки.
При нежелании пользоваться лопастями, таковые могут быть сложены, надвиганием на них пальцев, как показано на фиг. 4 с.
В этом случае лодка и при рабо-тающем моторе двигаться не будет..
Чтобы вывести лопасти из сложенного положения, достаточно отодвинуть назад пальцы 19 и 10, а при заднем ходе 20 и 11, и пружины 18 разведут лопасти, чтобы они могли упереться об воду. Указанное выше: маневрирование производится при. помощи рукояток 3, которые подни-- —, маются или опускаются либо обе: вместе, либо по одной, либо одна. стиг.3
-у
1
1 гнно-нвгогрефин екрасный Печатник», Ленииграв, Международный, 75. вверх, а другая вниз. Поднятая рукоятка тягой 6 поднимает каретку 7, по которой в продольных направляющих скользит взад и вперед ролик 5, поднимая или опуская который, через рычаг и тягу 16 удаляют и приближают к лопастям пальцы 10 и 11, обусловливая этим разную интенсивность работы лопастей.
Пр едм ет патента.
1. Судовой движитель для моторной лодки, с поворотными около общей вертикальной оси двумя плоскими лопастями, движущимися возвратно - поступательно вместе с осью, характеризующийся применением перемещаемой в подшипниках 15 (фиг. 1) и связанной со I штоком 2 двигателя трубы 8, выходящей из лодки выше ватерлинии (фиг, 1 — 3), к каковой трубе прикреплена балка 9, поддерживающая вертикальную ось 17 лопастей 13 и направляющие 12 для передвижных штанг 16, снабженных упорными пальцами 10, 19 и 11, 20 и устанавливаемых в требуемом положении для управления ходом лодки (фиг. 4 а — к), при чем внутрь трубы штанги входят через сальники 14.
2. В охарактеризованном в и. 1 движителе применение. для передвижения и установки штанг 16, двух рычагов, соединенных, каждый, одним концом со штангами 16 и несущих на другом конце ролики
5, скользящие в прорезах кареток 7, передвигаемых в неподвижных вертикальных направляющих и устанавливаемых в требуемое положение при помощи тяг 6 и рукояток 3 со шпингалетным запором.