Устройство для смазки зубчатых колес передач
Иллюстрации
Показать всеРеферат
t ) 54 8
ОПИСАНИЕ (ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 03.01.75 (21) 2097594/28 с присоединением заявки М (23) Приоритет
Опубликовано 30.01.77. Бюллетень № 4
Дата опубликования описания 30.03.77 (51) M. Кл з F 16Н 57/04
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.831(088.8) (72) Авторы изобретения
М. С. Тривайло и П, М. Тривайло (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СМАЗКИ
ЗУБЧАТЪ|Х КОЛЕС ПЕРЕДАЧ
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к смазке зубчатых колес передач.
Известно устройство для смазки, содержащее погруженную в масляную ванну вспомо- 5 гательную шестерню, входящую в зацепление с одной из смазываемых шестерен и установленную на оси, закрепленной в расточке корпуса.
Известно устройство для смазки зубчатых колес, содержащее погруженную в масляную ванну и установленную на регулируемом кронштейне вспомогательную шестерню, входящую в зацепление с одним из зубчатых колес. 15
Это устройство является наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату.
Однако у таких устройств недостаточная смазка рабочей стороны зубьев смазываемого колеса.
Это связано с тем, что вспомогательная шестерня всегда является ведомой и приводится в движение «нерабочей» стороной смазываемого колеса. )д
Целью изобретения является улучшение смазки зубчатых колес, Это достигается тем, что вспомогательная шестерня выполнена в виде подпружиненного в осевом направлении соосного набора че- 30 редующихся зубчатых дисков, имеющих при равном модуле отличающееся на единицу число зубьев, толщина которых уменьшена по де IHTåëьной окружности.
На фиг. 1 изображена вспомогательная шестерня в зацеплении со смазываемым колесом; на фиг. 2 — сечение по А — А на фиг. 1.
Устройство для смазки зубчатых колес передач содержит вспомогательную шестерню 1, выполненную из соосного набора чередующихся зубчатых дисков 2 и 3, которые свободно установлены на неподвижной оси 4 и подпружинены в осевом направлении тарельчатой пружиной 5, закрепленной на оси при помощи установочного кольца 6.
Зубчатые диски 2 и 3 вспомогательной шестерни 1 при равном модуле имеют разное число зубьев, отличающееся между собой на единицу.
Диски 2 и 3 входят в зацепление со смазываемым колесом 7. При этом толщина зубьев
S дисков выполнена меньше ширины впадин
S колеса 7 по делительной окружности на величину 6, образуя боковой зазор, соизмеримый с модулем зацепления. Диски 2 и 3, образующие вспомогательную шестерню, окунаются в масляную ванну 8.
Устройство работает следующим образом.
При вращении смазываемого колеса 7 приходит в движение вспомогательная шестерня
544802
А -А у елыюю
В
Составитель Е. Чернявская
Техред И. Карандашова
Корректор Л. Галахова
Редактор Г. Кузык и на
Изд. ¹ 193
Тира>к 159
Заказ 337/13
Подписное
Типография, пр. Сапунова, 2
1. Она своими дисками 2 н 3 захватывает смазку из масляной ванны 8 и передает на зубья смазываемого колеса 7.
Увеличенные размеры впадин мехкду зубьями дисков 2, 3 вспомогательной шсстерни обеспечивает лучший захват смазки из масляной ванны 8 и более интенсивную ее подачу на зубья смазываемого колеса 7.
Диски 2 и 3, имея разное число зубьев, вращаются с разной угловой скоростью со1 и из .
При этом диски с меньшим числом зубьев вращаются быстрее. Они контактируют через слой масла с «нерабочей» стороной «а» зубьев колеса 7 и за счет возникающих на торцах сил трения увлекают в движение диски с большим числом зубьев, прижимая их через слой смазки к «рабочей» стороне «с» зубьев смазываемого колеса и интенсивно смазывая эти поверхности. При этом излишки смазки, если они имеются, легко демпфируются (выдавливаются) благодаря изменению зазора
«6» между зубьями соответствующих дисков вспомогательной шестерни и смазываемого колеса 7. Это происходит потому, что между дисками 2 и 3 из-за небольшой разности в числе зубьев постоянно возникает незначительное скольжение, которое с одной стороны позволяет поддерживать двухсторонний «безлюфтовый» контакт в зубчатом зацеплении, с другой стороны позволяет дискам проварачиваться друг относительно друга в пределах увеличенного бокового зазора, если в зацеплении появились излишки смазки. Это придает эластичность работе вспомогательной шестерне, улучшает смазку, уменьшает потери на выдавливание. Наоборот, с уменьшением поо дачи смазки при больших скоростях вращения, вспомогательная шестерня, обеспечивая двусторонний беззазорный контакт с зубьями смазываемого колеса, переносит смазку на поверхность трения.
10 Описанное устройство простое по конструкции и в изготовлении. Вспомогательная шестерня не чувствительна к износу. Она может быть легко набрана из одинаковых дисков для колес разной ширины, а также использо13 вана для твердой смазки. В последнем случае зубчатые диски выполняются из смазочного материала, например фторопласта.
Формула изобретения
Устройство для смазки зубчатых колес передач, содержащее масляную ванну и погруженную в нее вспомогательную шестерню, входящую в зацепление с одним из смазывае25 мых зубчатых колес, отличающееся тем, что, с целью улучшения смазки, вспомогательная шестерня выполнена в виде подпружиненного в осевом направлении соосного наоора чередующихся зубчатых дисков, имею30 щих прн равном модуле, отличающееся на единицу число зубьев, толщина которых уменьшена по делительной окружности.