Устройство для смазки зубчатых колес передач

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

t ) 54 8

ОПИСАНИЕ (ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 03.01.75 (21) 2097594/28 с присоединением заявки М (23) Приоритет

Опубликовано 30.01.77. Бюллетень № 4

Дата опубликования описания 30.03.77 (51) M. Кл з F 16Н 57/04

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.831(088.8) (72) Авторы изобретения

М. С. Тривайло и П, М. Тривайло (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СМАЗКИ

ЗУБЧАТЪ|Х КОЛЕС ПЕРЕДАЧ

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к смазке зубчатых колес передач.

Известно устройство для смазки, содержащее погруженную в масляную ванну вспомо- 5 гательную шестерню, входящую в зацепление с одной из смазываемых шестерен и установленную на оси, закрепленной в расточке корпуса.

Известно устройство для смазки зубчатых колес, содержащее погруженную в масляную ванну и установленную на регулируемом кронштейне вспомогательную шестерню, входящую в зацепление с одним из зубчатых колес. 15

Это устройство является наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату.

Однако у таких устройств недостаточная смазка рабочей стороны зубьев смазываемого колеса.

Это связано с тем, что вспомогательная шестерня всегда является ведомой и приводится в движение «нерабочей» стороной смазываемого колеса. )д

Целью изобретения является улучшение смазки зубчатых колес, Это достигается тем, что вспомогательная шестерня выполнена в виде подпружиненного в осевом направлении соосного набора че- 30 редующихся зубчатых дисков, имеющих при равном модуле отличающееся на единицу число зубьев, толщина которых уменьшена по де IHTåëьной окружности.

На фиг. 1 изображена вспомогательная шестерня в зацеплении со смазываемым колесом; на фиг. 2 — сечение по А — А на фиг. 1.

Устройство для смазки зубчатых колес передач содержит вспомогательную шестерню 1, выполненную из соосного набора чередующихся зубчатых дисков 2 и 3, которые свободно установлены на неподвижной оси 4 и подпружинены в осевом направлении тарельчатой пружиной 5, закрепленной на оси при помощи установочного кольца 6.

Зубчатые диски 2 и 3 вспомогательной шестерни 1 при равном модуле имеют разное число зубьев, отличающееся между собой на единицу.

Диски 2 и 3 входят в зацепление со смазываемым колесом 7. При этом толщина зубьев

S дисков выполнена меньше ширины впадин

S колеса 7 по делительной окружности на величину 6, образуя боковой зазор, соизмеримый с модулем зацепления. Диски 2 и 3, образующие вспомогательную шестерню, окунаются в масляную ванну 8.

Устройство работает следующим образом.

При вращении смазываемого колеса 7 приходит в движение вспомогательная шестерня

544802

А -А у елыюю

В

Составитель Е. Чернявская

Техред И. Карандашова

Корректор Л. Галахова

Редактор Г. Кузык и на

Изд. ¹ 193

Тира>к 159

Заказ 337/13

Подписное

Типография, пр. Сапунова, 2

1. Она своими дисками 2 н 3 захватывает смазку из масляной ванны 8 и передает на зубья смазываемого колеса 7.

Увеличенные размеры впадин мехкду зубьями дисков 2, 3 вспомогательной шсстерни обеспечивает лучший захват смазки из масляной ванны 8 и более интенсивную ее подачу на зубья смазываемого колеса 7.

Диски 2 и 3, имея разное число зубьев, вращаются с разной угловой скоростью со1 и из .

При этом диски с меньшим числом зубьев вращаются быстрее. Они контактируют через слой масла с «нерабочей» стороной «а» зубьев колеса 7 и за счет возникающих на торцах сил трения увлекают в движение диски с большим числом зубьев, прижимая их через слой смазки к «рабочей» стороне «с» зубьев смазываемого колеса и интенсивно смазывая эти поверхности. При этом излишки смазки, если они имеются, легко демпфируются (выдавливаются) благодаря изменению зазора

«6» между зубьями соответствующих дисков вспомогательной шестерни и смазываемого колеса 7. Это происходит потому, что между дисками 2 и 3 из-за небольшой разности в числе зубьев постоянно возникает незначительное скольжение, которое с одной стороны позволяет поддерживать двухсторонний «безлюфтовый» контакт в зубчатом зацеплении, с другой стороны позволяет дискам проварачиваться друг относительно друга в пределах увеличенного бокового зазора, если в зацеплении появились излишки смазки. Это придает эластичность работе вспомогательной шестерне, улучшает смазку, уменьшает потери на выдавливание. Наоборот, с уменьшением поо дачи смазки при больших скоростях вращения, вспомогательная шестерня, обеспечивая двусторонний беззазорный контакт с зубьями смазываемого колеса, переносит смазку на поверхность трения.

10 Описанное устройство простое по конструкции и в изготовлении. Вспомогательная шестерня не чувствительна к износу. Она может быть легко набрана из одинаковых дисков для колес разной ширины, а также использо13 вана для твердой смазки. В последнем случае зубчатые диски выполняются из смазочного материала, например фторопласта.

Формула изобретения

Устройство для смазки зубчатых колес передач, содержащее масляную ванну и погруженную в нее вспомогательную шестерню, входящую в зацепление с одним из смазывае25 мых зубчатых колес, отличающееся тем, что, с целью улучшения смазки, вспомогательная шестерня выполнена в виде подпружиненного в осевом направлении соосного наоора чередующихся зубчатых дисков, имею30 щих прн равном модуле, отличающееся на единицу число зубьев, толщина которых уменьшена по делительной окружности.