Судовой опорный подшипник скольжения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И Е (»)5455l3
ИЗОБРЕТЕН И Я
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свил-ву (22) Заявлено 04.07.75 (21) 2152469/11 (51) М.Кл.- В 63 Н 23/36,//
V 16 С 17/14 с присоединением заявки— (23) Приоритет— (43) Опубликовано 05.02.77. Бюллетень ¹ 5 (4о) Дата опубликозания описания 06.0з. г
Государственный комитет
Совета Министров СССР (53) УДК 629.1.037.5 (088.8) по делан изобретений и открытий (72) Авторы из об,ретени я
Д. Г. Середин и Ю. H. Зуев (71) 3 аявитель (54) СУДОВОЙ ОПОРНЫЙ ПОДШИПНИК
СКОЛЬЖЕНИЯ
Изобретение относится к судостроеншо, в частности к судовым опорным подшипникам скольжения гребных валов.
В дейдвудных устройствах судов, работающ их в загрязненных абразивными частицами вадоемах, широко используются подшипники с:продольными канавками, открытыми с торцов и расположенными на внутренней цилиндрической поверхности (1). Однако отмечается сравнительно невысокая надежность подшипника при эксплуатации. При плавании судна B мелководных и загрязненных водоемах все абразивные частицы,,попадающие в дейдвуд с охлаждающей водой, вовлекаются в зону трения, что приводит к интенсивному абразивному из|носу гребного вала и подшипника.
Известен также подшипник скольжения, имеющий на внутренней и наружной цилиндрической поверхностях продольные канавки, открытые с торцов (2). Однако у этого подшипника также невысокая надежность, так как каналы постоянного сечения не гарантируют полно"o исключения абразивных част:щ из зоны трения.
Цель изобретения — увеличение долговечности работы дейдвудного подшипника в среде с повы шенным содержанием абразив-I=lx частиц. Для этого носовая часть подшипника вы полнена в виде конуса, а продольные канавки на наружной поверхности вы полиси.:I переменного сечешгя по длине, причем наибольшее сечение канавки имеют на конусе.
Угол конуса подшипника при его вершине о может составлять 30 — 35, а дл1ша конуса равна двойной толщине стенки подшипника.
На фиг. 1 изображен подшипник, продольный разрез; на фиг. 2 — подшипник, запрессованный в дейдвудную трубу, TlpoloëüíûII разрез; на фиг. 3 — разрез по 4 — Л на фиг.2.
Подшипник представляет собой втулку 1 из антнфрикционного материала, например капролона, имеющую у носового торца конус
2, а на наружной цилиндрической поверхности — канавки 8 неременного сечения по длине и открытые с торцов. Угол конуса 2 при вершине находится в,пределах 30 — 35, а длина е;о — не менее двойной толщины стенки подшипника. Суммарная площадь поперечного сечения наружных канавок 8 у конуса 2 равна или более площади сечения зазора между подшипником 1 и валом 4, а суммарная площадь такого же сечения наружных канавок у кормового торца равна пли менее
25 половины площади сечения этого же зазора.
На знутренней цилиндрической поверхности подшипник имеет продольные канавки 5, расположенные в нижней части подшипника, з0 Они служат для улавливания случайны.; час545513 тиц, попадающих в зону трения. Подшипник монтируется в дейдвудной трубе 6 судна.
Подшипник работает следующим образам.
При эксплуатации судна в мелководных и 5 загрязненных водоемах вместе с водой,,пракачиваемой для смазки и охлаждения подшипника, абразивные частицы попадают в трубу 6. При вращении гребного вала 4 вада в дейдвудной трубе 6 кроме поступательного 1В совершает н вращательное движение. Абразивные частицы, как более тяжелые,по сравнению с водой, отбрасываются центробежными силами к периферии трубы 6 и отделяются от воды конусом 2. Сужающееся поперечное сечение канавок 8 позволяет постепенно увеличивать скорость истечения наиболее загрязненной части прокачиваемой воды, чта обеспечивает вынос абразивных частиц из канавок 3. Наиболее чистая часть воды проходит в кольцевой зазор между внутренней цилиндрической поверхностью подшипника валом 4, а также через продольные канавки б, имеющие постоянное поперечное сечение.
Применение подшипников такой конструкции снижает износ гребного вала и,подшипника, а выполнение подшипника в виде монолитной втулки, закрепляемой непосредственно в дейдвудной трубе, позволят применять такие .подшипники на судах с диаметром гребного вала да 200 мм и более.
Формул а изобретения
1. Судовой опорный подшипник скольжеEiiiF., имеющий на внутренней и наружной цилиндрической поверхностях продольные канавки, открытые с торцов, о тл и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью увеличения долговечности работы подшипника в среде с повышеннь:::,. содержанием абразивных частиц, носовая ч-.ñòü подшипника выпо.лиепа в виде коi:.уса, а продольные канавки на наружной поверхности выполнены переменного сечения па длине. причем наибольшее сечение канавки имеют на конусе.
2. Подшипник по и. 1, отличающийся тем, чта угол конуса при вершине составляет
30 — 35, а длина конуса равна kâîéíîé толи;и..е стенки подшипника.
Источники ннформации, принятые во вни:,:апис при экспертизе: !. Патент ФРГ ¹ 1296542, б5Р, 19, 1970.
2. Патент США № 34б0875, 308 — 238, 1969.
5455!3
Составитель Л. Лапенко
Текред Л. !(оиемироза i:,ä;:;..ñê.îð И. Симкина
Редакто"„ G. Филиппова
3 и;аз !9, 30! Изд. М 431 Тираж КЗ Подписное
ЦНИИПИ Государственного коми-,ета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, Ж-35, Раугнскаи наб., д. 4,",.
Тип. Харьк. фпл. пред, сПэтеит»