Способ подготовки поверхности деталей из высокохромистых нержавеющих сталей перед азотированием

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И C A Н И Е (!I) 545696

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 22,10.74 (21) 2068881/02 (51) М. Кл. С 23С 11/00 с присоединением заявки №вЂ”

Гасударственный комитет

Совета Министров СССР ло делам изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 05.02.77. Б|оллетсиь № 5

Дата опубликования описания 03.03.77 (53) УДК 621.785.53.062 (088.8) (72) Авторы изобретения

Л. Г. Ковалев, С. А. Маршак и В. В. Юшанцев (71) Заявитель (54) СПОСОБ ПОДГОТОВКИ ПОВЕРХНОСТИ ДЕТАЛЕЙ

ИЗ ВЫСОКОХРОМИСТЬ!Х НЕРЖАВЕЮЩИХ СТАЛЕЙ

ПЕРЕД АЗОТИРОВАНИЕМ

Изобретение относится к области химикотермической обработки и может быть использовано при азотироваиии деталей из нержавеющей стали аустенитного и мартенситноферитного типа. 5

Известен способ электрохимической подготовки поверхности высокохром истых нержавеющих сталей перед азотированием, заключающийся в том, что поверхность деталей очищают и обезжиривают известными способами и покрывают подслоем гальванического никеля толщиной в 2 — 5 микрон для предотвращения образования защитной окисной пленки, препятствующей азотированию.

Недостатками этого способа являются, во- 15 первых то, что при азотироваиии из-за неравномерности толщины подслоя никеля проявляется неравномерность глубины азотированного слоя и, во-вторых, то, что после азотирования необходимо снимать поделай никеля с азоти- 20 рованпой поверхности, так как иначе в процессе работы двигателей он может шелушиться и загрязнять маслосистемы изделий (двигателей, турбин и т. п.). Кроме того, недостатком этого способа является также и дефи- 25 цитность никеля.

Целью изобретения является упрощение технологии и получение стабильной глубины и твердости азотироваиного слоя при азотпрочанпи. 30

Для этого предлагается способ. по которому подготовка повсрхности деталей перед азотироваиисм, вкл1очающая операцию очистки If обезжириванич, заключается в нанесении подслоя цинка толщиной 1 — 5 микрон, после чего детали загружают на азотирование.

В отличие от подслоя никеля, подслой цинка, хорошо предохраняя азотпруемую поверхность от ооразования окисей(ой пленки при хранении дета".e!. и перевозке, при азотировании расплавляется (температура плавления цинка 419 С, а темгература азотированпя выше 500 С) и испаряется, активирует поверхность деталей, способствует адсорбции и диффузии азота внутрь деталей и улучшает результаты азотирования. После азотироваиия никакой о и:стки поверхности деталей от цинка также не требуется.

Пример. Проводилось азотирование образцов диаметром 20 — 25 мм из аустснитиой нержавеющей жаропрочиой стали И-69 (45Х14Н14В2М) и мартсиситферритиой стали

Х17Н2 (14Х171-12) в шахтных элсктронечах при температуре 580 С, степе;и диссоциации аммиака 40 — 60% и выдержке 53 часа с подслоем гальванического пикеля и с подслосм гальванического цинка.

Результаты примеров глубины и твердости азотированного слоя показа..и боль|иую стабильность свойств по предлагаемому способу, 545696

Составитель Л. Бурлииова

Тскред B. Рыбакова

Корректор Н. Аук

1 сдактор E. Братиикова

Заказ 231/18 Изд. ¹ 412 Тираж 1129 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )K-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2

Использование предлагаемого способа подготовки поверхности деталей дает также экономию дефицитного материала (никеля).

Формула изобретения

Способ подготовки поверхности деталей из высокохромистых нержавеющих сталей перед азотированием, включающий очистку, обезжиривание и предварительное нанесение металлического покрытия толщиной 1 — 5 микрон, отл ич а ю щийся тем, что, с целью упрощения технологии и получения стабильной глубины и твердости азотированного слоя, азотируемые поверхности перед азотированием покрывают слоем гальванического цинка.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. журнал «Авиационная промышленность»

¹ б, за 1974 г., с. 62.

10 2. Патент США № 3589935, кл. 117 — 107.2, 1971.