Гидромуфта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛ6СТЕУ

Сокн Советских

Социалистических

Республик

1 1545791 (б!) Дополиительн1ое к я,т. свил-ву— (22) Заявлено 16.09.75 (2 ) 2172793, 06 (51).ч Кл, з F 16 D 33,08

С ПРИСОЕДИНЕНИЕМ =-33ÂÊ!! —(23) Приоритет—

143) Опубликовано 05.02.77. Бюллете:1ь X 5 (45) Дата опуол.;1ко=-г:1ия ои. 1с::11!" . .. 4.

Государственный комитет

Совета Министров СССР го делам изобретений и открытий (53) УДК 621.226.5 (088.8) (72) Авторы изобретения В. М. Берман, О. A. Васильев, Н. И. Завьялов и $ В. Крути

Ордена Трудового Красного Знамени институт горного дела им. А. А. Скочинского (7I) Заявитель (54) ГИДРОМУФТА

Изобретение относится к области;--.ер:-. тического машиностроения, занятой производс71вом гидромуфт для плавного пуска привода машин и защиты !lx от перегрузок.

Известны гидромуфты, содержащие соединенный с их ведущими валами цилиндрический барабан, являющийся водилом планетарной передачи с зубчатыми сателлитам11, на осях которых установлены планетарные роторы с ковшеобразными элементами для переноса рабочей жидкости, расположенными попарно и обращенными друг к другу своими вогнутыми поверхностями, центральное зубчатое колесо, установленное на ведомом валу муфты и взаимодействующее с сателлитами.

Недостатком известных конструкций является иx с loil(HocTb, заключающаяся в том, что во внутренней полости каждого ковшеобразного элемента установлен дополиительнь:й ковш, обращенный вогнутой частью к вог11;той части внешнего, его охватывающего ковша. Это не только усложняет конструки1.".а, :1o и ухудшает условия забора жидкости козшеобразными элеме11тя ми.

Цель изобретения — упрощение конструкции — достигается тем, что часть стенк11 одного ковшеобразного элемента с зазором размещена в полости другого.

Это позволяет упростить конструкпию муфты, получить большую компактность 70паст.1ых Отоpo3 и 00":печить Одllов1земе:.КО реверсив 1ость муфты.

На фиг, 1 изобзлженя г:1дромуфтя, осезой разрез; иа фиг. 2 — то же, в.1д в плане.

Гидромуфтл сос10!IT из цилинд1зического

63ð3á3í3 1, являющегося водилом размещенной внуTpl! этого барабана планетарной пезедяч 1. плл етярных зоторов 2, установлен:1ых;13 в313x 8 зу013Tblx сателлитов 4 и це!lтральиого колеса 5, укреllленного иа ведомом валу 6. Ц1лиидрический барабан 1, частично залитый зябочей жидкостью, присоединен и ведущему эллу 7 гидромуфты.

Планетарные роторы 2 име1от элементы

15 для переноса жидкости, выполненные в виде попазно расположенных одинаковых по форме ковшей 8 и 9, которые обращены друг к друl v своими вогнутыми частями. Часть стенк:1 ковша 8 ",x07 IT по всей его дл1ше 3 по20 лость ковша 9 и наоборот — часть стенки

9 вход.IT в !10 100Tb ковша 8. 1ежду стенками ковшей 8 и 9 имеются зазоры 10 и

11 для втеклния и выпгекания жидкости.

Для получения полностью одиилковых ме25 ханических характеристик П1дромуфты при л1ооом направлении вращения число плане-.ярных ротороз должно быть четным (четыре и более). При этом соседние плянетариь|е роторы 2 имеют взаимно обрлтное рлспол .ж.1:-1ие козней 8:.I 9, т. е. в одном планетарном

545793 роторе 2 ковш 8 обращен вогнутостью по часовой стрелке (ковш 9 наоборот), а в соседнем — пропив часовой стрелки. Это означает, что одинаковые по конструкции соседние роторы 2 установлены на своих валах противоположными торцами, закрытыми глухими крышками 12.

Благодаря такому взаимному расположению ковшей 8 и 9 достигается компактность лопастных роторов 2 и обеспечивается реверсизность гидромуфты.

Общий объем ковшей 8 н 9 обозначен штриховкой на фиг. 2.

При вращении ведущего вала 7 гидромуфты от приводного двигателя жидкость в цилиндрическом бараоане 1 принимает форму кольца, в которое погружена часть полостей, образованных ковшами 8 и 9. При появлении на ведомом валу 6 муфты внешней нагрузки планетарный ротор 2 поворачиваетс;- по ходу вращения на некоторый вполне о.",ределенный угол.

Часть ковшей 8 и 9 выходит из слоя жидкости, удерживая часть ее во з".утренних полостях. Причем, при направлении вращения п..анетарного ротора 2 по часовой стрелке заполненными под действием центробежной силы переносного вращения оказываются ковши 8, при противоположном направлении ьращения — ковши 9. .При возрастании внешней нагрузки з определенных пределах увеличивается и число несущих жидкость ковшей 1 8 либо 9;1. Каждому значению внешнего момента соответствует определенная фаза поворота планетарного ротора 2. Внутренний момент формируется от воздействия центробежных сил пеp= íoñíoão вращения на массу жидкости в ковшах 8 или 9. Рост внутреннего момента гидромуфты ограничен некоторым критическим значением, которому соответствует максимальное дебалансное количество жидкости, заключенное в ковшах 8 или 9 при данном направлении вращения. При превышении этого значения начинается пробуксовка планетарного ротора 2, и гидромуфта работает со скольжением.

Применение предложенной конструкции в ре зерсивных приводах горных, металлур гиче. скнх н других машин позволит упростить

nonoTðóênnþ гидромуфты и улучшить харак. геристнк t привода в целом.

Формула изобретения

Гидромуфта, содержащая соединенный с

20 ее ведущим,валом цилиндрический барабан, являющийся водилом планетарной передачи зубчатыми сателлитами, на осях которых установлены планетарные роторы с ковшеобразными элементами:для переноса рабочей 5 жндкости, расположенными попарно и обращенными друг к другу своими вогнутыми поверхностями, центральное зубчатое колесо, установленное на ведомом валу муфты и взаимодейспвующее с сателлитами, о тл иЗО, а ю щ а я с я тем, что, с целью упрощения конструкции, часть стенки одного ковшеобразного элемента с зазором размещена в по.:0cTH äoугоГо.

Источник информации, принятыЙ Во Внимание при экспертизе: О. В. Яременко. Ограннчнзаю1цие гидродинамические муфты, М., Машиностроение, 1970 г., стр. 70.

Составитель С. Стесни

Корректор В. Гутман

Редан-о;: В. Кожемякин зка". 3,. 1о" 11; —,. K 4 3 Подписное

LIHHHDII Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий