Охлаждаемый барабанно-колодочный тормоз
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Сок)а Советских
Социалистических
Республик
<)545794 (5) ) Ч.Кл.- F 16 )т 65 8)3 (6)) Дополнительное к авт. свил-ву—
;22) 3aявлена 22 0г.75 (21) 2174937 27 с присоединением =-аявк)) ¹â€”
Государственный комитет
Совета Ыннистрое СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет— ()3) Опубликовано О5.02.77. Бюллетень ¹ (45) Дата он бл))к:.ванн)) апис". i)èÿ ) ).!)- ..;7 (53) УДК 62!.592 (088.8) (72) Авторы изобретен)ия
A. И. Вальченко, Д. А. Вальченко, Л. Н. Князев, М. А. Должанов и Я. Ф. Гривинский
Ивано-франковский институт нефти и газа (71) 3 а я вител ь (54) ОХЛАЖДАЕМЫЙ
БАРА БА Н КО-КОЛ ОДОЧ 1т ЫЙ ТОРМОЗ
Изобретение относится к машиностроению, в частности к автомобильной промышленности, и может оыть использовано s охлаждаемых барабанно-колодочных тормозах.
Известен барабанно-колодочный тормоз, содержащий тормозные колодки с емкостями для охлаждающего агента, выполненными в основаниях колодок, теплоотводящие и фрихционные накладки с отверстиями, клана-))), вмонтированные в основания колодок, и охлаждающее устройство, установленное .:.е тормозного механизма (1).
Однако выполнение его охлаждающего устройства в виде приводного часоса и радиатора значительно усложняет II утяжеляет установку.
Известен тормоз с принудитсльнь:м охлаждением колодок, в котором охлажда)ощие полости выполнены в теле фрикционных -)акладок (2). Недостатки этого тормоза а ) aëоги iны предыдущим, кроме того, его фрикционные накладки толще, а их ресурс — меньше.
Известна полая тормозная колодка охлаждаемаго тормоза с полостями, заполненными охлаждающим агентом. Б сквозных отверстиях в основании, установлены соосно с отверстиями в накладке предохранительные клапаны, а перегородки полостей облицованы термоизоляцией (3).
Недостято) этой ка:)cTp) åö)))) состоит в необходимости пе тиодического пополнения полостей охлаждающим агентом, который непрерывно р я сходу е гся.
Цель изобретечпя — повышение эффективности охлаждения колодок.
Поставленная цель достигается тем, что теплоотводящпе пакля ц и снабжены устянов1cнными в их отверстиях теплоотводящими стержнями, погруженными в охлаждающий агент, я охлаждающее устройство выполнено в виде тепловой трубы, к холодной и горячен зонам которой подключены соответстзующне полости колодок.
Тепловая труба выполнена с емкость)о для хранения аварийного запаса охляждак;щего агента и соединенной с ней проходящим внут)ш трубы каналом аварийной заной конденсации, отделенной от холодной зоны пе20 регородкой с рег .г) ир .емыми клапанямп и контактирующей с ней через последние, при )ем в.)утренние полости Всех зон, емкость аварийного запаса агента и перегородки облицованы термоизоляцией.
25 На ф))г. представлена колодка тормоза, продольный разрез; на фиг. 2 — то же, поперечньш разрез; !)3 фиг. 3 — схема тепловой трубы.
К основан i)o корпуса 1 тормозной полой эо колодки охляждаемого тормоза приклепяны
545794 фр икционные накладки 2. Внутренняя полость
8 колодки облицована термоизоляцией 4. Б отверстии основания колодки .и теплоотводящей металлической накладки 5 установлен теплоотводящий стержень б, погруженный в охлаждающий агент. В основании колодки выполнены гнезда, в которых установлены предохранительные клапаны 7, расположенные против отверстий 8 во фрикционной накладке 2.
Тепловая труба 9 с аварийной емкостью
10 и аварийной зоной конденсации 11 содержит термоизоляционный сосуд 12 с перегородкой-фильтром 13, горячую 14, холодную
15 и основную 1б зоны. При этом аварийная емкость 10 и аварийная зона конденсации 11 соединены широким внутренним каналом 17, а в средней части трубы предусмотрена термоизоляционная вставка 18. В перегородках трубы установлены соответственно выпускные
19 и впускные 20 клапаны. Между термоизоляцнонной вставкой 18 и перегородкой аварийной емкости 10 расположена зона испарения 21. Оптимальное количество охлаждающего агента находится в пределах перегородки-фильтра 18.
Тепловые трубы монтируют на кожухе заднего моста автомобиля перпендикулярно тормозным дискам либо непосредственно на наружной поверхности тормозных дисков и соединяются трубками с полостями тормозных колодок (на чертежах не показано). При этом наружная поверхность тепловых труб может быть выполнена оребренной.
Металлическая накладка 5 .и теплоотводящий цилиндрический стержень б,изолированы от основания тормозной колодки термоизоляцией. Отверстия 8 в основании тормозной колодки и во фрикционной накладке выполнены соосными. Клапаны 7 отрегулированы, например, на давление 5,0 кГс(слР. Перегородка фильтр 18 препятствует попаданию стружки, путанной проволоки и оседанию медного порошка в седла клапанов. При данной схеме расположения клапанов циркуляция рабочего тела происходит в том случае, если впускные 20 и выпускные 19 клапаны отрегулированы на разное давление. Впускные клапаны
20 отрегулирова|ны на более высокое давление, нежели выпускные клапаны 19. В свою очередь, клапаны 7 отрегулированы еще на более высокое давление, чем выпускные клапаны 19.
Охлаждаемый барабанно-колодочнь.й тормоз автомобилей работает следующим образом.
В процессе торможения автомобиля тепло генерируется на трущихся поверхностях тормоза. Вследствие, разной по величине коэффициентов теплопроводности материала фрикционной 2 и металлической 5 накладок большая часть теплоты поглощается металлической накладкой 5, которая выполнена, напр: lIBp, из меди. Затем тепло посредством теплоотводящего медного стержня б передается охлаждающему агенту, например раствору аммиака. В результате последний превращается в пар и при этом повышается его давление, что способствует открытию впуакных клапанов 20. Попав в зону испарения 21, пар конденсируется в зоне конденсации 1б, поскольку происходит его охлаждение встречным потоком воздуха, омывая задний мост п..ц тормозной диск (на чертежах не показань.) и тепловую трубу 9. При этом давление охлаждающего агента несколько понижается, и он подается выпускными клапанами 19 во внутренний канал 17 трубы 9 и полость, > тормозной колодки 1. Таким образом, за счет циркуляции охлаждающего агента в различных фазах,в системе происходит отвод тепла от фрикционных пар тормоза, что способствует их интенсивному охлажденшо. В случае, àìåòíîãî повышения давления охлаждающего агента во всей системе открывают клапань . 7 и он подается на трущиеся поверхности
25 тормоза, благодаря чему осуществляется их более интенсивное охлаждение.
Формула,изобретения
l. Охлаждаемый барабанно-колодочный тормоз, преимущественно для автомобилей, содержащий полые тормозные колодки с емкостями для охлаждающего агента, теплоотводящие и фрикционные,накладки с отверЗ5 стиями, клапаны, вмонтированные в основа «èå колодок, и охл аждающее устройство, установленное вне тормозного механизма, отличающийся тем, что, с целью IIoBbIщения эффективности охлаждения колодок, теплоотводящие;накладки снабжены установленными в их отверстия теплоотводящими стержнями, погруженными в охлаждающий агент, а охлаждающее устройство выполнено в виде тепловой трубы, к холодной и горячей
45 зонам которой подключены соответствующие полости колодок.
2. Тормоз по п. 1, отличающийся тем, что тепловая труба, выполнена с емкостью для хранения аварийного запаса охлаждаюшего агента и соединенной с ней проходящим внутри трубы каналом аварийной зоной конденсации, отделенной от холодной зоны перегородкой с регулируемыми клапанами и контактирующей с ней через последние, причем внутренние полости всех зон, емкость аварийного запаса охлаждающего агента и пере: ородки облицованы термоизоляцией.
Источники информации, принятые,во внимание при экспертизе:
6О 1. Патент США № 2986239, кл. 188- — 264, 1964.
2. Патент США № 3047105, кл. 188 — 264, 1962 r.
3. Авторское свидетельство № 477270, кч.
F 16 065/78,,1975 r. 1
Составитель А. шаповаленко
Техред И. Сметанина
Корректор И. Синкина
Редактор E. Меньшова
Тип. Харьк. фил. пред. «Патент»
Заказ 78/152 Изд. ¹ 423 Тираж 1159 Подписное
БНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5