Датчик угла наклона
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДИИДЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (11) 5458 63 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 07.10,75 (21) 2178433/10 с присоединением заявки № (23) Приоритет(43) Опубликовано 05.02.77.Бюллетень № 5 (45) Дата опубликования описания18.03.77 (51) М. Кл.е5 01 С 9/08
G 01 С 7/04
Гасударственный комитет
Совета Министров СССР па делам изобретений и открытий (53) УДК 528.541 (088.8) Ю. С, Гринберг, В. М, Кацман и С, Ф. Павлов (72) Авторы изобретения. (71) Заявитель
Всесоюзный научно- исследовательский институт горной геомеханики и маркшейдерскэгэ дела (54) ДАТЧИК УГЛА НАКЛОНА
Изобретение относится к приборостроению, в частности к устройствам, измеряющим угол наклона объекта, и может быть использовано, в частности, в прокатываемых вручную профилографах, уклономерах и т.п. приборах.
Известны прокатываемые вручную профилографы и уклономеры, такие как нивелиравтомат Артанова, профилографы рельсовых to путей, где в качестве датчика угла наклона используется физический маятник. Во всех этих приборах величина периода собственных колебаний маятника устанавливалась произвольно, как следствие его конструктивных параметров — габарит ов, тре буем ой точности, типа отсчетной системы и др. При зтсм величина периода собственных колебаний маятника лежит в пределах 0,5-0,8сек
Р1, 21.
Существенным недостатком датчиков зтс го типа является их высокая чувствительность и влияние продольных ускорений, что ведет к значительному снижению точности измерений. 25
Продольные ускорения, вэздействующие на маятник, складываются из синусоидальных короткопериэдических ускорений (с периодом 0,6-0,8 сек), вызываемых изменением скэрэсти в течение одного шага оператора, и длительных ускорений, вызываемых колебаниями средней скорости и нэсяших хаотический характер.
Известен датчик угла наклона, преимущественнэ для прэфилографа, прокатываемого вручную, содержащий одностепенный физический маятник, демпфер, отсчетное и компенсирующее устройство. Недостатком датчика является егэ низкое быстродействие, вызываемое неизбежньгми люфтами кинематических цепей и инерционностью электрических цепей. Вследствие зтого короткопериодические ускорения практически не устраняются, что приводит к некоторому увеличению случайной погрешности измерений при малых углах наклона трассы, а пои движе— нии по трассе с уклоном более 2 вследствие неперпендикулярности направления короткопериэдических ускорений и вертикали возникает систематическая погрешность, возрас545863 тающая с увеличением уклона. Для устранения погрешности необходимо, чтобы период собственных колебаний маятника не менее чем в 2-3 раза превышал период короткопериодических ускорений. Однако такое увели-э чение периода колебаний маятника путем увеличения его длины создает весьма значительные конструктивные трудности и требует резкого увеличения мощности демпфера.
Цель изобретения — упрощение датчика и О уменьшение динамических погрешностей от колебаний скорости.
Цель достигается тем, чтэ компенсирующее устройство выполненэ в виде двух инерционных масс, жестко укрепленных на кон- )5
Làõ горизонтальной штанги, закрепленной на эси подвеса маятника перпендикулярной ей, причем масса и штанга сбалансирэваны относительно оси подвеса маятника.
Величину инерционных масс и длину шта -20 ги целесообразно выбрать из выражения:
Tmр где М вЂ” величина одной инерционной мас- сы;
- расстояние между центрами тяжести инерционных масс, Т вЂ” требуемый период колебаний, 3 — момент инерции маятника (без инерционных масс) относительно т очки п одвес а, тл — масса маятника, Я вЂ” длина маятника.
На чертеже из ображена принципиальная схема предлагаемого датчика.
Датчик содержит маятник 1 с осью подвеса 2, штангу 3 с двумя инерционными массами 4 на концах; штанга сбалансирована относительно оси подвеса. Размеры штанги и величина инерционных масс подбираются так, чтобы период колебаний составлял 1,8-2,0 сек. Достигаемое таким образом увеличение периода колебаний позволяет сохранить
45 первоначальную длину маятника и не требует увеличения м ощности демпфера 5, поскольку штанга сбалансирована относительно эси подвеса и не реагирует на ускорения.
При движении профилографа маятник за один период собственных колебаний испытывает воздействие нескольких коротко-периодических ускорений, взаимно исключающих друг друга, вследствие чего погрешность измерений резко уменьшается. Так систематическая погрешность полностью устраняется во всем угловом диапазоне, а случайная погрешность измерений уменьшается на
10-1 5%.
Формула изобретения
1. Датчик угла наклона, преимущественно для профилографа, прокатываемого вручную, содержащий одностепенный физический маятник, демпфер, отсчетное и компенсирующее устройства, отли чаю щи йс я тем, что, с целью его упрощения и уменьшения динамических погрешностей эт колебаний скорости, компенсирующее устройство выполнено в виде двух инерционных масс, жест- ко укрепленных на концах горизонтальной штанги, закрепленной на эси пэдвеса маятника перпендикулярно ей, причем массы и штанга сбалансированы относительно оси подвеса маятника.
2. Датчик угла наклона по п.1, о т л ич а ю шийся тем, что величину инерционных масс и длину штанги выбирают из выражения. х
27Г -23
Т т 3 где М вЂ” величина одной инеpILHOHHэй массы, Ь вЂ” расстояние между центрами тяжести инерциэнных масс, Т вЂ” требуемый период колебаний, — момент инерции маятника (без инерционных масс) относительно точки подреса тп — масса маятника, — длина маятника.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Авторское свидетельство СССР
¹ 195132, кл. G 01 С 7/04, G01C 9/06, 24.02.66.
2, Авторское свидетельство № 1 7 1 1 2 1, кл. C 01 С 7/04, 30.12,63.
3. Авторское свидетельство ¹ 86848, кл.
G 01 С 7/04, 1950 — прототип.
545863
Составитель Л. Колюбакина
Редактор С. Титова Техред М. Левицкаи Корректор В. Зорина
3 25 илиал ППП ."Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 аказ 1/3 Тираж 879 Подписное
UHNNIIN Гос а осударственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5