Электрическая машина взрывобезопасного исполнения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАН И Е

ИЗОБРЕТЕН Ия

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

<»>546064

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свпд-ву— (22) Заявлено 03.12.74 (21) 2080558/07 с присоединением заявки— (23) Приоритет— (43) Опубликовано 05.02.77. Бюллетень № 5 (45) Дата опубликования описания 24.02.77 (51) М.Кл 2 Н 02 К 9/19

Государствеииый комитет

Совета Мииистрав СССР (53) УДК 621.313.713 (088.8) по делам изобретеиий и открытий (72) Авторы изобретения

А. H. Бурковский, Л. А. Збарский, В. А, Макагон, В. К. Коробов и И. Г. Н|ирнин (71) Заявитель (54) ЭЛ ЕКТР И Ч ЕСКАЯ МАШ И НА

ВЗРЪ|ВОБЕЗОПАСНОГО ИСПОЛНЕНИЯ

Изобретение относится к области электромашиностроения, к разделу взрьввобезопасных электрических маши и.

Известна закрытая обдуваемая асинхронная электрическая машина, ротор которой охлаждается потоком наружного воздуха, проходящего по аксиальным каналам в его пакете. При этом ротор снабжен трубками, один конец которых размещен в указанных каналах ротора, а второй — в отверстиях дисков, установленных внутри электрической машины,,на валу, с обеих сторон ротора и служащих в качестве элемента уплотнения полости статора (1).

Такая электрическая машина не может использоваться во взрывоопасных помещениях всех классов.

Известна также электрическая машина взрывобезопасного исполнения, .в которой внутренние конструктивные элементы охлаждаются воздухом внутренней циркуляции, не обеспечивающая эффективного охлаждения активных элементов (2).

С целью повышения эксплуатационной надежности, в предлагаемой электрической машине ротор и диски соединены между собой цилиндрическим элементом с образованием кольцевых камер, заполненных жидким хладагентом и сообщающихся между собой с помощью дополнительных аксиальных каналов, выполненных в роторе, а именно в его стержнях или зубцах. Причем в уплотнительных дисках, внутренние торцовые гповерхности которых выполняются коническими, устанавливаются разгрузочные клапаны.

На чертеже изображена электрическая машина взрывобезопасного исполнения B продольно,м разрезе.

Ротор электрической машины снабжен трубками 1, один 1конец которых размещен в аксиальных каналах 2 ш ихтованного пакета ротора 8, а второй — в отверстиях дисков 4, установленных на валу 5 с обеих сторон ротора. Ротор 8 и диски 4 соединены между собой цилиндрическим элементом 6, диаметр которого больше наружного диаметра корэг оозамыкающих колец 7 пакета ротора. Упомянутые детали образуют с поверхностью 8 вала 5 герметичные кольцевые замкнутые по лости 9, заполненные жидким хладагентом, в которых размещены короткозамкнутые кольца 7 клетки ротс ра и трубки 1.

В стержнях 10 шихтованного пакета ротора или между его пазами могут быть выполнены дополнительные а ксиальные каналы 11, при помощи которых объемы кольцевых замкнутых полостей 9, размещенные по обе стороны .пакета ротора 8, сообщаются между собой. Вентилятор 12 осуществляет циркуляцшо

546064

b 1Ю 77 наружного воздуха J5U в: утренней полости машины

При работе электрической ыашины в номинальном и нестациона рном режимах жидкий хладагент под действием центрооежных сил и сил инерции растекается по внутренней поверхности цилиндрического элемента б и торцовым поверхностям шихтозаннаго пакета ротора 3> дисков 4 и поверхностей вала, омывает короткозамкнутые кольца 7 и передает тепло трубкам 1, продуваемым:наружным воздухом от вентилятора 12 или охлаждаемых проточной,водой, что обусловливает ннтецспз.;ое и равномерное отведение тепла от мест его генерирования с высоким коэффициентом теплоотдачн и, следовательно,. снижает температуру поверхности аксиальных .каналов рого а. р

При остановках электрической машины тепло от короткозамкнутых колец и стержней ротора передается жидкому хладагенту, благодаря чему обеспечивается уменьшение роста температуры на поверхности аксиальных каналов, и что позволяет IBbIIIOJIBHTb электрическую машину отвечающей требованиям ззрывобезопасности по температуре поверхностей аксиальных каналов пакета ротора и охладительных трубок.

Для регулирования давления в кольцевых камерах в уплотнительных дисках устанавливаются разгрузочные клапаны И. С целью организации направленного движения хладагента в,кольцевых камерах внутренняя торцовая поверхность 14 уплотнительных дисков зыполнена конической.

Формула изобретения

1. Электрическая машина ззрывобезопасного исполнения, содержащая ротор с акспальными каналами для прохода охлаждающего воздуха, уплотнительные диски, устанозленные на валу с обеих сторон лакета ротора, в,которых закреплены трубки, сообщающиеся с упомянутыми каналами, о т л и ч а ю щ а яся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности, рото р и диски соединены между собой цилиндрическим элементом с образованием кольцевых камер, заполненных жидким хладагентом, сообщающихся между собой с помощью дополнительных акснальных каналов, выполненных в роторе.

2. Электрическая машина по п. 1, о тл ич а ю щ а я с я тем, что дополHèòåëüíûå аксиальные каналы расположены в стержнях ротора.

3. Электрическая машина по .п. 1, отл ич а ю щ а я с я тем, что дополнительные аксиальные каналы расположены в зубцах ротора.

4. Электрическая машина:по п. 1, от л ич а ю щ а я с я тем, что в дисках установлены разпрузочные, клапаны, 5. Электрическая машина по п. 1, о т л ич а ю щ а я с я тем, что внутренняя торцовая поверхность уплотнителыных дисков Bûïîëíена конической.

Источники информации, принятые экспертизой во внимание:

1. Авторское свидетельство СССР № 2287б5, Кл. 2ld 55/03, 1967 г. (прототип).

2. Авторское свидетельство СССР № 125293, Кл. 21d 55/31, 1958 г.