Вентильный многодвигательный электропривод

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И < п 1 в4ЕОта

ИЗОБРЕТЕННАЯ

С©вз Советских

Сощиалистимеских

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДБТИЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву № 35012 (22) Заявлено 11.05.75 (21) 2131741/07 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (43) Опубликовано 05.02.77.Бюллетень № 5 (45) Дата опубликования описания 12.04.77 (51) М. Кл, Н 02 P 5/46

Государственный комитет

Совета Министров СССР аа делам нзабретеннй и открытий (53) У ДК 62 1 . 3 1 3.2 (088.8) (72) Автор изобретения

В. В. Романов

Белорусский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт (71) Заявитель (54-) ВЕНТИЛЬНЫЙ МНОГОДВИГАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД

Изобретение относится к многодвигательным электроприводам, используемым в paзa личных отраслях промышленности (текстильной, бумагоделательной, при производстве искусственного волокна), а также в электро- трансмиссиях средств транспорта.

В основном авт.св. ¹ 350121 описан вентильный многодвигательный электропривод, содержаший регулируемый выпрямитель и дополнительные управляемые и неуправляемые (О вентили, соединенные по два встречно-последовательно (один управляемый и один неуправляемый) и в виде ряда (двух и более) параллельных цепей, подключенные между зажимами указанного выпрямителя так, что П управляемый вентиль включен по отношению к выходу выпрямителя в проводяшем направлении. Якорь каждого (двух и более) электродвигателя постоянного тока присоединен параллельно неуправляемому вентилю сост- 20 ветствуюшей дополнительной цепи. В этом электроприводе раздельное регулирование скоростей электродвигателей осушествляется изменением углов отпирания дополнительных управляемых вентилей. 25

Для обеспечения нормальной работы электропривода по авт.св. 350121 (т.е. для обеспечения возможности независимого регулирования скоростей приводных двигателей) регулируемый выпрямитель электропривода должен быть зарегулирован так, чтобы напряжение на его выходных зажимах имело прерывистую форму. Необходимость началь ного зарегулирования указанного выпрямит ля является недостатком, так, как приводит к завышению габаритной мошности питаюшего трансформатора, увеличению установленной мошности вентилей (недоиспользование выпрямителя по выходному напряжению) и ухудшению коэффициента мошности электропривода.

Белью изобретения является исключение начального зарегулирования выпрямителя.

Это достигается тем, что в предлагаемом электроприводе выпрямитель выполнен в виде нерегулируемого источника питания, между полюсом которого и обшей точкой управляемых вентилей дополнительных вентильных цепей включен полупроводниковый прерыватель причем запираюший вход прерывателя подключен к выходу дополнительного генератора уп546078 равляюших импульсов, а отпирающий вход подключен к выходу блока задержки, соединенного своим входом с выходом указанного генератора импульсов, при этом управляющие электроды управляемых вентилей дополнитель- Ь ных вентильных цепей соединены с выходами

Il7z2 управляемых блоков задержки импульсов, а объединенные входы этих блоков задержки подсоединены к выходу указанного выше блока задержки импульсов. 10

На фиг. 1 и фиг. 2 представлены принципиальные схемы вариантов реализации предлагаемого электропривода; на фиг. 3 приве дены линейные диаграммы напряжений, поясняющие работу схемы. l5

Вентильный многодвигательный электропривод (фиг. 1) содержит выпрямитель 1, на выход которого через полупроводниковый прерыватель 2, выполненный на двух тиристорах и имеющий отпирающий и запирающий входы, включены параллель ю соединенные обмотки 3 и 4 возбуждения приводных двигателей и две дополнительные вентильные цепи 5 и 6, состоящие каждая из встречнопоследовательно соединенных управляемого и неуправляемого вентилей. Якорные обмотки двигателей 7 и 8 подкшочены параллельно ьеуправляемым вентилям этих дополнительных цепей. Запирающий вход прерывателя 2

3( соединен с ьыходом гецератора 9 управлякг- < ших импульсов непосредственно, а его отпирающий B a = чер = з блок 1 0 задержки импуль сов. Выход, блока 10 также соедчнен с входами управляемых олоков 11 и 12 задержки импульсов, а выходы блоков 11 и 12, в свою очередь, соединены соответственно с управляющими электродами тиристоров вентильных цепей 5 и 6. Блок 10 задержки импульсов отпираюшего входа полупроводникового пре рывателя может быть выполнен как неуправфД ляемым, так и управляемым.

Схема работает следующим образом. Генератор 9 генерирует управляющие импульсы

Ци (фиг. 3) с заданной частотой, которые 4 поступают на запирающий вход прерывателя

2 и вход лока 10 задержки импульсов. С выхода блока 10 .-.мпульсы U). î поступают на отпирающий вход прерывателя 2 и на входы управляемых бл=!;.оь 11 и 12 задержки 59 импульсов. Прерыватель 2 отпирается при поступлении отпираюшего импульса и запира ется при поступлении запирающего импульса, и, таким образом, делает прерывистым выходное напряжение базового выпрямителя 1. Это напряжение Ur! прерывистой формы поступает на дополнительные вентильные цепи.

Расстояние между импульсами напряжения

Б (фиг, 3) соответствует времени задержки блока 10, которое выбирается несколько боль- Е ше времени восстановления управляющих свойств тиристоров (5 и 6) и обычно равно

100-;200 мкс. При прерывистой форме напряжения на зажимах дополнительных вентильных цепей имеется возможность независимого регулирования напряжений Ug< и

Ug на зажимах двигателей 7 и 8 путем изменения углов отпирания А и o(,2 тиисторов 5 и 6. Импульсы управления

Ц ц (у на фиг, 3 ) поступают на эти тирис торы с блоков 11 и 12 задержки импульсов.

Углы отпирания тиристоров 5 и 6 могут изменяться независимо друг от друга при изменении величин управляющих напряжений

U!)g, Ugz

Запираются тиристоры 5 и 6 одновременно при запирании тиристорного прерывателя.

Ток нагрузки при этом протекает через диоды, шунтируюшие двигатели. Таким образом, при независимом изменении управляющих напряжений 1 > (1 обеспечивается независимое регулирование скоростей, а при согласованном изменении напряжений Uqt Uqg— согласованное регулирование скоростей приводных двигателей. В случае управляемого блока 10 задержки импульсов одновременное изменение скоростей всех приводных двигателей можно производить путем изменения времени задержки этого блока, На фиг. 2 показан другой вариант реализации электропривода. Здесь управляющие импульсы на отпирающий вход прерывателя подаются с выходов управляемых блоков задержки 11 и 12 импульсов через диоды 13 (схема И ) . Прерыватель 2 отпирается одновременно с одним из дополнительных тиристоров (угол отпирания которого наименьший).

Обмотки 3 и 4 возбуждения двигателей включены непосредственно на зажимах базового выпрямителя 1.

В качестве полупроводникового прерывателя может быть использована не только тиристорная схема, как показано на фиг. 1, но и двухоперационный тиристор, транзисторы и другие полупроводниковые приборы.

В предлагаемом злектроприводе не требуется начального зарегулирования выпрямителя, поэтому последний может выполняться неуправляемым, что упрощает систему управления электропривода. Отсутствие начального зарегулирования сказывается на уменьшении габаритной мощности питающего трансформатора и установленной мощности вентилей (вследствие уменьшения напряжения вторичной обмотки трансформатора на величину, соответствующую величине зарегулирования), а также на увеличение коэффициента мощности электро щэиво да.

546078

Формула изобретения

Вентильный многодвигательный электропривод по авт.св. 350121, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью исключения 5 начального зарегулирования выпрямителя, он выполнен в виде нерегулируемого источника питания, между полюсом которого и общей точкой управляемых вентилей дополнительных вентильных цепей включен полупроводниковый 10 прерыватель, причем запирающий вход прерывателя подключен к выходу дополнительного генератора управляющих импульсов, а отпирающий вход подключен к выходу блока задержки, соединенного своим входом с выходом указанного генератора импульсов, при этом управляющие электроды управляемых вентилей дополнительных вентильных цепей соединены с выходами П. ) управляемых блоков задержки. импульсов, а объединенные входы этих блоков задержки подсоединены к выходу указанного выше блока задержки импульсов.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Авт.свид. СССР М 350121 кл. Н 02 Р

7/68, 1970.

54607 8

Составитель P. Беленький

Редактор И. Шейкин Техред М. Ликович КоРРектоР С. Шекмар

Заказ 223/1 Тираж 902 Подписное

ПНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4