Двойная подвеска чувствительного элемента
Иллюстрации
Показать всеРеферат
о и и:е и.м"и е
ИЗОБРЕТЕНИЯ (i ii 546776
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 10.06.75 (21) 2142705/10 с присоединением заявки Ме (23) Приоритет
Опубликовано 15.02.77. Бюллетень Ме 6
Дата опубликования описания 21.03.77 (51) М. Кл,2 6 01С 5/00
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 528.546(088,8) (72) Авторы изобретения
Г. К. Бесчасный и Э. Г. Рейшер (71) Заявитель Всесоюзный научно-исследовательский институт горной геомеханики и маркшейдерского дела (54) ДВОЙНАЯ ПОДВЕСКА ЧУВСТВИТЕЛЪНОГО
ЭЛЕМЕНТА
Изобретение относится к области оптико-механ ического приборостроения, в частности, к подвескам чувствительного элемента, используемым в системах стабилизации линии визирования измерительных приборов, например в нивелирах.
Известны коаксиальные подвески (1,2) с соосным расположением ряда элементов, содержащие дополнительные грузы, превращающие ось в маятник и не несущие никаких рабочих элементов.
Известны подвески чувствительных элементов на трехколечных (3) и на четырехколечных (4) шарикоподшипниках.
В этих подвесках применяют специальные многоколечные шарикоподшипники, используя их особенность: уменьшение момента трения при качании промежуточных или наружных колец. Этим же обусловлено и отсутствие демпферов на вспомогательных маятниках.
Такие подвески сложны по конструкции, громоздки и дороги. Подвеска на трехколечных шарикоподшипниках имеет только одну ось.
Подвеска на четырехколечных шарикоподшипниках имеет ось чувствительного элемента, которая закреплена на промежуточных кольцах, и две полуоси для крепления всей подвески в корпусе прибора. Ось чувствительного элемента и обе полуоси расположены соосно, что является следствием конструктивной особенности многоколечных подшипников — концен= тричного расположения всех колец. Эта подвеска имеет четыре независимых вспомогательных маятника, отдельно подвешенных в корпусе прибора и служащих для обеспечения синхронных колебаний наружных колец каждого подшипника во взаимно противоположных направлениях.
Известна также двойная подвеска чувствительного элемента (1), имеющая чувствительное и промежуточное рабочие звенья, каждое из которых снабжено демпфером, причем магниты демпфера чувствительного звена закреплены на рамке промежуточного звена, образуя относительно сложный узел демпфирования, и ограничители, причем колебания чувствительного звена ограничиваются в угловом диапазоне порядка +-1 . Недостатками такой подвески являются сравнительно невысокая
20 чувствительность (до 3") и некоторая сложность конструкции: два демпфера и две системы ограничителей.
Для повышения чувствительности в широком угловом диапазоне и упрощения конструк25 цпи в предлагаемой подвеске чувствительное и недемпфируемое промежуточное звенья подвешены соосно, промежуточное звено снабжено ограничителями продольных колебаний, а магниты демпфера чувствительного звена заЗО креплены íà копп се прибора.
546776
1 5
Составитель Л. Колюбакнна
Тсхред T. Гревцова
Редактор И. Шейкин
Корректор А. Степанова
Заказ 358/14 Изд. ¹ 195 Тираж 829 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4j5
Типография, пр. Сапунова, 2
Чувствительное звено подвешено без ограничителей продольных колебаний, промежуточное звено не имеет демпфера.
На чертеже изображена описываемая подвеска в рабочем положении.
Подвеска состоит из чувствительного звена, рамка 1 которого с зеркалом 2 свободно подвешена при помощи оси 3 на шарикоподшипниках 4, и промежуточного звена, в рамке 5 которого закреплены подшипники 4 и которая, в свою очередь, свободно подвешена па шарикоподшппниках 6 прп помощи полуосей 7, закрепленных в корпусе прибора 8. Колебания рамки 1 чувствительного звена гасятся с помощью магнитоиндукционного демпфера, состоящего, например, из постоянных магнитов 9, закрепленных на корпусе 8, и тормозного элемента 10, связанного с рамкой 1. Промежуточное звено снабжено ограничителями 11 продольных колебаний, закрепленных на корпусе. При продольном наклоне корпуса прибора (перпендикулярно плоскости чертежа) на некоторый угол свободно подвешенные промежуточная рамка 5 и рамка чувствительного звена 1, стремясь сохранить неизменным свое положение относительно силы тяжести, сохранят неизменным и взаимное положение. Сохранится и взаимодействие звеньев: промежуточная рамка 5 будет работать в широком угловом диапазоне, а рамка 1 чувствительного 30 звена — в узком угловом диапазоне, определяемом качеством работы шарикоподшипников 4. Отсутствие ограничителей продольных колебаний чувствительного звена исключает возможность беспорядочных возмущающих 35 ударов и сотрясений рамки 1, что повышает чувствительность и надежность работы подвеска. Подвеска точно и надежно работает в широком диапазоне (практическп до +15 ) ..
Строгая соосность подвески обоих звеньев, 40 обеспечиваемая посадкой шарикоподшипников
4 и 6 в одно отверстие в рамке 5, исключает возможность появления опрокидывающего или другого любого возмущающего момента, значительно упрощает сборку и балансировку уз- 45 ла и повышает надежность работы подвески.
Кроме того, соосная подвеска звеньев позволяет обеспечить при постоянных габаритах прибора максимальный маятниковый момент рамок каждого из звеньев, что повышает чув- 50 ствительность всей подвески.
Отсутствие демпфирования промежуточного звена также повышает чувствительность подвески (примерно на 10 — 20%), так как более продолжитслып> с, чем у чувствительи;Io звена, колебания рамки 5, благодаря дополнительной вибрации, уменьшают момент трения шарикоподшипников 4.
В целом чувствительность соосной подвески чувствительного элемента повышается и достигает 0,5" — 0,7".
Формула изобретения
Двойная подвеска чувствительного элемента преимущественно для систем стабилизации линии визирования измерительных приборов, содержащая корпус, свободно подвешенные на шарикоподшипниковых опорах чувствительное и промежуточное звенья и демпфер, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения чувствительности в широком угловом диапазоне и упрощения конструкции, чувствительное и недемпфируемое промежуточное звенья подвешены соосно, промежуточное звено снабжено ограничителями продольных колебаний, а магниты демпфера чувствительного звена закреплены на корпусе прибора.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Авторское свидетельство № 325484, М. Кл.а
G 01С 5/02, 1970.
2. Авторское свидетельство №436977,М. Кл.а
G 01С 5/02, 1972, 3. Авторское свидетельство № 428207,М. Кл,а
G 01С 5/00, 1972.
4, Авторское свидетельство ¹ 437904, М. Кл.2
G 01С 5/02, 1972.