Способ защиты от перенапряжений якоря электродвигателя в нереверсивном вентильном электроприводе постоянного тока с регулятором скорости в цепи возбуждения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И Е (и) 54698I
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Сева Севватптк
Сациапист чееки
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 17.12.73 (21) 1976909/07 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 15.02.77. Бюллетень № 6
Дата опубликования описания 31.03.77 (51) М. Кл 2 Н 02Н 3, 20
Н 02Н 7/09
Гееудерствепвщ1 котептет
Севета Министров СССР пе попам нзвбретенив н еткрытнй (53) УДК 621.316.925 (088,8) (72) Авторы изобретения
А. С. Савельев, А. И. Холодов и Ю. Л. Мыльников
Челябинский ордена Ленина трубопрокатный завод (71) Заявитель (54) СПОСОБ ЗАЩИТЫ ОТ ПЕРЕНАПРЯЖЕНИИ ЯКОРЯ
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ В НЕРЕВЕРСИВНОМ ВЕНТИЛЬНОМ
ЭЛЕКТРОПРИВОДЕ ПОСТОЯННОГО ТОКА
С РЕГУЛЯТОРОМ СКОРОСТИ В ЦЕПИ ВОЗБУЖДЕНИЯ
Изобретение относится к нереверсивным вентильным электроприводам постоянного тока, регулируемым по скорости и имеющим регулятор в цепи возбуждения, широко применяемым, в частности, в металлургической промышленности в прокатном прнозводстве.
Известен способ защиты от перенапряжений якоря электродвигателя, который заключается в том, что нагрузку шунтируют при превышении напряжением на нагрузке заданного уровня (1). Однако этот способ нельзя практически осуществить в электроприводах средней и большой мощности из-за больших токов, протекающих через шунтирующий аппарат.
Известен также способ защиты от перенапряжений якоря электродвигателя в электроприводах средней и большой мощности, заключающийся в том, что вентильный преобразователь запирают и якорную цепь электродвигателя отключают коммутационным аппаратом (2). Такой способ не позволяет осуществить защиту якоря электро. внгателя от недопустимых перенапряжений, обусловленных возрастанием э.д.с. двигателя в переходных режимах при превышении скоростью электродвигателя заданного уровня.
Целью изобретения является расширение функциональных возможностей путем защиты от перенапряжений, обусловленных собственной э.д.с. электродвигателя. Это достигается тем, что по предлагаемому с;.особу фиксируют превышение действительным напряжением заданного и одновременно с отключением питания в систему автоматического р " улпрования
6 скорости подают дополнительный сигнал, пропорциональный превышению действительным напряжением заданного.
Описываемый способ защиты якоря электродвигателя от перенапряжений осуществляют в
lO электроприводе обкатного трубопрокатного стана.
При сбросе номинальной нагрузки в моменты выхода трубной заготовки из клети стана перерегулирование скорости составляет 4,5%.
ls Для того, чтобы э.д.с. двигателей не увеличивалась от увеличения потоков возбуждения при отработке системой регулирования скорости сигнала на уменьшение скорости до заданной, ртутный преобразователь питания якор20 ной цепи электродвигателей запирают и одновременно увеличивают на 4,5% сигнал задания на входе регулятора скорости. Увеличение э.д.с. на якорях электродвигателей не превышает 4,5%, причем, если коэффициент пропор25 циональности, равный отношению приращения сигнала на входе регулятора скорости к приращению скорости, равен единиц., то относительное увеличение э.д.с. не превышает относительного увеличения скорости (перерегули30 рованпя скорости), а если коэффициент про546981
Заказ 360 12 11зд. М 227 Тираж 899 Подписное
1111ИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2 порциональности равен двум, то э.д.с. вообше не увеличивается.
На чертеже дана схема, реализующая предлагаемый способ.
Электропрпвод обкатного стана включает в 5 себя три электродвигателя, питаюшихся от общего нереверсивного регулирующегп ртутного преобразователя с двухконтурной системой автоматического регулирования напряжения. Регулирование скорости каждого электродвнга- 10 теля осуществляется от своей трехконтурной системы автоматического регулирования скорости с воздействием на поток возбуждения.
Для автоматического осуществления способа защиты от перенапряжений на якорях элект- 15 родвигателей напряжение с шин ртутного преобразователя через делитель 1 подается на датчик 2 напряжения. Выходной сигнал с датчика 2 напряжения подается на вход операционного усилителя 3, на другой вход которого 20 поступает сигнал заданного напряжения на якорях электродвигателей. Выходной сигнал операционного усилителя 3 подается на входы регуляторов 4 скорости электродвигателей, причем полярность выходного сигнала опера- 25 цпонного усилителя 3 совпадает с полярностью сигнала задания скорости на входах регуляторов 4 скорости. Для того, чтобы сигнал на выходе операционного усилителя 3 появлялся только при превышении сигналом с дат- 30 чика напряжения заданного напряжения, параллельно резистору 5 обратной связи усилителя 3 включен германиевый диод 6.
Данная схема позволяет в указанном режиме запирать ртутный выпрямитель системой 35 автоматического регулирования напряжения и одновременно увеличивать сигнал задания скорости на входе регуляторов 4 скорости.
Предлагаемый способ защиты позволяет практически полностью исключить перенапряжение на якоре электродвигателя в переходных режимах.
Формула изобретения
Способ защиты от перенапряжений якоря электродвигателя в нереверсивном вентильном электроприводе постоянного тока с регулятором скорости в цепи возбуждения, основанный на измерении действительного напряжения на якоре электродвигателя, сравнении его с заданным напряжением и отключении питания электродвигателя в случае превышения действительным напряжением заданного, отлича1о щ и и ся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей путем защиты от перенапряжений, обусловленных собственной э,д.с. электродвигателя, фиксируют превышение действительным напряжением заданного и одновременно с отключением питания в систему автоматического регулирования скорости подают дополнительный сигнал, пропорциональный превышению действительным напряжением заданного.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Патент Англии Мв 1284964, М. Кл.
Н 02Н 9/04, 1972.
2. Н, П. Куницкий. «Электрооборудование прокатных цехов», изд. «Металлургия», М., 1969, с. 288 — 289 (прототип).