Лопатка осевой турбомашины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

— 1

-евоег ci,л qi q 1 аа еит, о :..:: - к я йвк;: а ай k

И ) 547530

Союз Советских

Социалистических

Республик

О П

ИЗОБРЕТЕ Н ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено19.11.74 (21)23,=, 9-4/Об с присоединением заявки Х (23) Приоритет (43) Опубликовано25,02.77.Бюллетень № 7 (4б) Дата опубликования описания 10.05.7-; (51) М. Кл.

Р 01 D 5/16 г 04 9 29/Д, Государственный комнтет

Совета Мнннстров СССР оо делам нзобретеннй и открытнй (53) УДК 62 1. 51 5

-225.2 (0&8.& ) (72) Авторы изобретения

В, А. Колесников, В. А. Фролов и А. И. Ошурков

Куйбышевский ордена Трудового Красного Знамени,виациопнь.й институт им, акад. С. П. Королева (71) Заявитель (54) ЛОПАТКА ОСЕВОЙ ТУРВОМАШИНЫ

Изобретение относится к турбомашиностроению и может быть использовано в компрес— сорах и турбинах газотурбинных двигателей.

Известна лопатка осевой турбомашины, на хвостовике которой закреплен пакет упругих сетчатых элементов (1).

Демпфирование колебаний лопатки осуществляется за счет смещения контактных поверхностей проволок сетки.

Однако расположение пакета на хвостовике лопатки усложняет конструкцию, так как необходимость в выполнении конструктивных элементов, обеспечивающих крепление пакета. 15

Известна другая лопатка осевой турбомашины с каналом, выполненным в прикорневой части пера и хвостовике, и установленным в канале стержнем (21.

Данная лопатка является наиболее близкой 20 к изобретению по технической сущности и достигаемому результату.

При колебаниях этой лопатки и изгибе ее пера происходит деформация стержня и развивающиеся при этом силы трения между стенками канала и стержнем демпф руют колебания.

Зффективность демпфирования такой лопатки зависит от угловой скорости вращения ротора и от величины относительного смешения стержня и пера, определяемой диаметром глубиной канала в пере. Однако выполнить канал на достаточную глубину требуемогс диаметра в лопатке с тонким профилем и и гьшой закруткой не представляется возможным.

Поэтому работа такой лопатки происходит на малых взаимных смешениях и получить необходимый демпфирующий эффект не удается.

Кроме того, при вращении ротора под действием центробежных сил стержень прижимается к стенкам канала и эффект демпфирования еше более снижается.

Цель изобретения — повышение качества демпфирования.

Для этого периферийный конец стержня выполнен с утолщением, а с двух сторон другого конца размещены пакеты пластин, установленные на опорах, выполненных B продольном пазу хвостовика, Ъ

547530

Составитель Г. Григорова

Техоед A Богдан Корректор Н. Ковалева

Редактор И. Острова

Заказ 614/91 Тираж 702 Подписное

КНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, На фиг. 1 изображена предлагаемая лопатка, продольный разрез; на фиг. 2 — то же, сечение А-А на фиг. 1.

Лопатка осевой турбомашины содержит канал 1, выполненный в прикорневой части пера 2, и хвэстовике 3, и установленный в канале ",. стержень 4, периферийный конец которого выполнен с утолщением 5, запрессованным в канал 1, а с двух стэрэн другого конца размешены пакеты пластин 6, установленные на эпэрах 7, вь:пэлненных в продольном пазу 8 хвэстэвика 3.

При колебаниях лопатки перемешается периферийный конец стержня 4 с утолщением 5, запрессованным в канал 1, при этом свобод- ный конец стержня перемещается относительно хвостовика и воздействует на пакеты пластин 6.

Таким образом, стержень 4 прогибает пакет пластин 6 с одной стороны, а под дейст-zp вием сил упругости пакет с другой стороны выпрямляется. Происходит взаимное смешение пластин в пакетах и, вследствие работы сил трения, обеспечивается демпфирование колебаний лопатки. 25

В связи с поглощением энергии на трение между пластинами в пакетах возможно получить требуемую характеристику демпфирования независимо от скорости вращения ротора и массы стержня, что обеспечивает более высокую вибрационную надежность турбомашины.

Формула изобретения

Лопатка осевой турбомашины с каналом, вы— полненным в прикорневой части пера и хвостовике, и установленным в канале стержнем, о т л и ч а ю ш а я с я тем, что, с целью повышения качества демпфирования, периферийный конец стержня выполнен с утолшением, а с двух сторон другого конца размещены пакеты пластин, установленные на опорах, выполненных в продольном пазу хвостовика.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1, Авторское свидетельство М 386154, Кл. Г 04 Д 29!66, 1972.

2. Патент США № 2809802, кл. 416230, опубл. 1 957.