Подшипник поворотно-лопастной гидротурбины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлеио18.09.74 (21) 2060303/06 с присоединением заявки № (23) Приоритет(43) Опубликовано 25.02.77Бюллетень № 7 (4б) Дата опубликования описания13.05.77 (51) М. Кл.т
Р03 В 11/06
Tacywpaaaaasfi коыитет
CoNtl МанюстРоа СССР в двлам азобретеивй и втхрытай (53) УДК 621,224-253. .5(О88.8) (72) Авторы изобретения
Ю. П. Майзель и О. М. Бакулева (71) Заявитель Ленинградский дважды ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции металлический завод имени XXIT съезда КПСС (54) ПОДШИПНИК ПОВОРОТНОЛОПАСТНОЙ
ГИДРСГУРБИНЫ
Изобретение относится к гидромашиностроению и может быть использовано в конструкциях поворотнолопастных гидротурбин.
Известны подшипники гидротурбин, в которых рабочая поверхность покрыта аитыфрикт>ионным материалом, например баббитом, для смазки и охлаждения которого используется масло.
Известны также маслоприемники поворотнолопастных гидротурбин, устанавливаемые в >а средней части вала турбины с передачей масла к полостям сервомотора рабочего колеса через отверстия в валу, Когда такие маслоприемник и подшипник применены в гидроагрегате одновременно, корпус маслоприемника то устанавливается над корпусом подшипника, а между ними размещается сборник протечек масла из маслоприемника (1). Такие конструкции усложняют турбину и ее обслуживание, вызывают удлинение и увеличение высоты зда- 20 ния ГЭС.
Бель изобретения — упрощение конструкции турбины и сокращение ее габаритов.
Для этого подшипник использован в качестве маслоприемника, рабочая поверхность 25 подшипника разделена на три пояса, образующих связанные трубопроводами с системой регулирования две кольцевые полости, из которых масло через отверстия в валу, расположенные на уровне полостей, поступает к сервомотору рабочего колеса турбины.
На чертеже изображен подшипник поворотнолопастной гидротурбины, выполняющий одновременно функции маслоприемника.
Корпус 1 подшипника закреплен на крышке 2 турбины, на верхней части корпуса установлена верхняя ванна 3 с уплотнением 4.
Ниже корпуса закреплена на крышке турбины нижняя ванна 5, соединенная с внутренней полостью 6 крышки патрубком 7. Отражательное кольцо 8 закреплено на валу 9. Внутри вала размещены штанги 10 вала, связанные с поршнем сервомотора рабочего Кс>аеса, и штанга 1 1 маслоприемника, закрепленнаяив валу. К внутренней штанге вала крепится с помощью спиц, проходящих через прорези в валу, наружное вращающееся кольцо 12, через которое осуществляется обратная связь поршня сервомотора рабочего колеса с регулятором. Несущая поверхность подшипника сос547545 тон;- и= -, ..: ;02coT3 13, образующих две полости 4, связанные трубами 15 с главным распредели-.ельным золотником системы регулирования, через отверстия 16 полости 14 сообщаются с внутренними полостями вала и штанг, При нейтральном положении золотника давление в полостях 14 одинаково, при смещении золотника в одну из полостей начинает поступать масло под давлением, а другая сообщается со сливом. Соответствен- о но оказываются связанными одна с давлением, а другая со сливом полость 17 между штангами вала и полость 18 между наружной штангой и валом, что приводит к соответствующему перемещению поршня сервомотора рабочего колеса. Одновременно масло заполняет зазор между поясами 13 и валом и служит для смазки и охлаждения подшипника.
Протечки масла через зазор попадают в верхнюю и нижнюю ванны, откуда сливаются в накопительную полость, например внутреннюю полость 6 крышки турбины, из которой принудительно, например л; с м вновь подаются в систему регулирования.
Такая конструкция позволяет сократить высоту агрегата, упростить его изготовление и обслуживание.
Формула изобретения
Подшипник поворотнолопастной гидротурбины, содержащий корпус с рабочей поверхностью, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции турбины сокращения ее габаритов путем использования подшипника в качестве маслоприемника, рабочая поверхность корпуса имеет три пояска, образующих две кольцевые полости, связанные трубопроводами с системой маслоснабжения.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Ковалев Н, Н. Гидротурбины, Л., Машиностроение, 1971 г., с. 484.
547545
Составитель Ю, Майзель
Редактор И. Острова Tezpep, Н, Бабурка Корректор Н, Золотовская
Заказ 1052/92 Тираж 672 Подписное
UHHHIIH Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4