Самотормозящая рычажно-ромбическая муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советскик
Социалистических
Республик
О П И С А Н И Е () 54757з
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 26.02.75 (21) 2108511/08 (51) М. Кл.
716 D 51/12 с присоединением заявки № (23) Приоритет—
Государственный комитет
Соввтв Министров СССР по делам изобретений и открытий (43) Опубликовано 25.02.77,Бюллетень №7 (45) Дата опубликования описания11.05.77 (53) УДК 629.113-592.6 (088.8) (72) Автор изобретения
A. И. Турпаев
Всесоюзный заочный машиностроительный институт (71) Заявитель (54) САМОТОРМОЗЯШАЯ РЫЧАЖНО-РОМБИЧЕСКАЯ МУФТА
Изобретение относится к машиностроению, и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства для соединения валов машин и механизмов.
Известны муфты для самоторможения кине матических цепей различных механизмов и м шин, содержащие ведущую и ведомую полумуф ты с кулачками и тормозной диск Е13, 2) и N.
Однако надежность самоторможения подобных муфт уменьшается из-за быстрого щ истирания фрикционных пар.
Цель изобретения — повышение надежности с амоторможения.
Для этого в предлагаемой муфте рьчажная система выполнена в виде двух шарнирных !5 четырехзвенников, одни концы которых снабжены бобышками, а другие присоединены к стаканам, несущим тормозные диски, причем бобышки установлены на штифтах, стягиваем ых пружинами. 20
Такая конструкция муфты позволяет в режиме самоторможения передавать усилия с ведомого звена на тормозные колодки.
На фиг, 1 изображена самотормозяшая муфта. в разрезе; на фиг. 2 — сечение А-А 25 на фиг. 1; на фиг. 3 — сечение Б-Б на фиг, 1; на фиг. 4 — схема рычажной системы в изометрии; на фиг. 5 — полумуфты в изометрии.
Самотррмозяшая рычажно-ромбическая муфта содержит полумуфты 1 и 2, которые взаимодействуют друг с другом через соединительные бобышки 3. Рычажная система, состоящая из рычагов 4, образует два независимых подвижных шарнирных четырехзвенника (фиг. 4.). Левые и правые концы четырехзвенников соединены со стакана .и
5, на которых закреплены тор.иозкье диски
6. Эти колодки при торможении упираются в корпус 7 муфты. Рычаги 4 соединены между собой штифтами 8, стягиваемыми пружинами 9. От осевых перемешений полумуфты удерживаются пружинньгми кольцами 10.
При вращении ведушей полумуфты 1 под действием момента от двигателя шарниры B и Г расходятся до тех пор, пока бобышки 3 не упрутся в полумуфту 2. При этом шарниры Д и Е сближаются, тормозные диски
6 отходят от корпуса 7 муфты и теперь возможна передача вращения от ведушего эвеQae, 1 (Риг.2 на к ведомому. При вращении же ведомой полумуфты 2 под действием момента сопротивления шарниры В и Г сближаются, а шарниры Д и Е расходятся до тех пор, пока тормозные диски 6 упрутся в корпус 7 муф- ты. При этом произойдет самоторможение механизма, если угол оС между осью механизма и стержнем 4 будет меньше угла трения дисков 6 о корпус 7, По мере истирания дисков 6 о корпус муф-10 ты 7 шарниры Д и E будут расходиться во время торможения на большее расстояние, При этом шарниры В и Г будут ближе сходиться и угол станет меньше, увеличив тем самым надежность самоторможения. с
Ф ормула из обретения
1, Сам оторм озящая рычажно-ромбическая 2о муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, рычажные системы и тормозные диски, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности самоторможения, рычажная система выполнена в виде двух шарнирных четырехзвенников, одни концы которых снайжены бобышками, а другие присоединены к стаканам, несущим тормозные диски.
2. Муфта по п, 1, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с целью обеспечения плавности в работе муфты, бобышки установлены на штифтах, стягиваемых пружинами.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Авторское свидетельство ¹ 121630, М.Кл. 16 2 51/12, 1958.
2. Авторское свидетельство № 122374, М,Кл. F16 2 51/12, 1958.
3, Турпаев А, И. Самотормозящие механизмы. М., Машиностроение", 1966, с. 83.
547573
Уиг.5
Составитель С. Чукаева
Редактор В. Дибобес Техред Г. Родак Корректор С. Болдижар
Заказ 616/93 Тираж 1162 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., ц. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4