Гидромеханическая передача
Иллюстрации
Показать всеРеферат
(Г
1Г,;;ъ
И (ю "А Н И % Яц54757Я
Союз Советских
Социалистических
Республик
О П
ИЗОБРЕТЕКЙЯ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 28.01.74 (21) 1991222/11 с присоединением заявки № (23) Приоритет— (43) Опубликовано 25.02.77рюллетень № 7 (51) М. Кл
F 16 Н 47/06
В 60 К 17/10
Государственный комитет
Совета Министров СССР оо делам изобретений и отирытий (53) УДК 629.113-582.2 (088.8) (45) Дата опубликования описания 12.05,77 I (72) Авторы изобретения
А. С. Ксндрашкин и А. Г. Резник (71) Заявитель (54) ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА
Из обретение o TH ос ится к трансп ортным средствам, а именно к их гидромеханическим передачам. лзвестна гидромеханическая передача, со- 5 цержашая r Häpoòpàíåôoðìaòop, связанный турбинным колесом с ведушим валом механического многоступенчатогo редуктора, на котором установлены косозубые шестерни, постоянно сцепл-=,нные с зубчатыми колесами промежуточного вала, связанного через зубчатую переда--.ó .. выходным валом, причем механический редуктор снабжен фрикционными муфтами, соединяющими ведущий вал с установленчыми на нем шестернями и выходным тб ва то 11) .
Недостаток этой гидромеханической передачи заключается в. том, что при переходе с одной передачи на другую, кроме перехода с первой на вторую, требуется осушест- 20 влять перекрытие между переключаемыми фрикпиондмн, что усложняет управление. Применение на первой передаче муфты свободного хода усложняет конструкцию и увеличивает размеры гидропередачи. 25
Цель изобретение — упрошение управления передачей.
Для этого передача снабжена резьбовыми втулками, жестко установленными на промежуточном валу и выполненными с упорами, зубчатые колеса установлены BG резьбовых втулках, связаны с ними резьбой и выполнеEbI также с упорами, взаимодействуюшими с упорами втулок.
На фиг. 1 показана схема гидромеханической передачи при включении первой передачи; на фиг. 2 — шестерни первой и второй передач промежуточного вала в выключенном с ост оянии.
Гидромеханическая передача состоит из гидротрансформатора 1, турбинное колесо 2 которого связано с ведушим валом 3 механического многоступенчатого редуктора 4. На валу 3 установлены косозубые шестерни 5 и 6, постоянно сцепленные с зубчатыми колесами 7 и 8 промежуточного вала 9, который через шестерни 10 и 11 соединяется с выходным валом 12 при помоши зубчатой муфты 13. Шестерни 14- -16 служат для обеспечения заднего хода, включение которогообес547578
35 печивается муфтой 13. Шестерня 6 соединяется с ведущим валом 3 фрикционной муфтой 17. Фрикциоиная муфта 18 соединяет вал 3 с валом 12.
На валу 9 жестко установлены резьбо5 вые втулки 19 и 20, выполненные с упорами 21 и 22, которые взаимодействуют с упорами 23 и 24 соответственно колес 7 и 8, установленных на втулках 19 и 20 с возможностью ограниченного перемещения.
Гидр омеханическая передача работает сле дуюшим образом.
При движении вперед муфта 13 соединяет шестерню 11 с валом 12.
На первой передаче переднего хода муфты15
17 и 18 разомкнуты. Крутяший момент от гидротрансформатора 1 через колесо 2 передается валу 3, далее на шестерню 5, колесо 7, которое закручивается на втулку
19 до взаимодействия упоров 21 и 23.
После закрутки колеса 7 крутяший момент передается через втулку 19 на вап 9 и далее через шестерни 10, 11 и муфту 13 на вал 12.
При переходе на вторую передачу муфта
17 замыкается и буксует до тех пор, пока колесо 7 не выйдет из взаимодействия с втулкой 19, а колесо 8 не закрутится на втулку 20 до взаимодействия упоров 22 и
24. Крутяший момент передается с вала через шестерню 6 и колесо 8, втулку 20, вал 9, шестерни 10 и 11, муфту 13 на вал
12.
При переходе на третью передачу муфта
17 разомкнется, а муфта 18 замыкается и буксует до тех пор пока колесо 8 не выйдет из взаимодействия с втулкой 20. Крутящий момент передается с вала 3 через 40 муфту 18 на вал 12. При этом вал 9 вращается за счет связи с выходным валом через муфту 1 3, шестерни 1 1 и 1 0 с б опьшей скоростью, чем на первой и второй передачах, а колеса 7 и 8 в результате этого находят- 45 ся в вывинченном состоянии и не взаимодействуют с втулками 19 и 20.
Задний ход получается соединением шестеррни 16 с валом 12 муфтой 13, при этом шестерня 11 отсоединяется DT вала 12.
Две передачи заднего хода получаются также как и две первые передачи переднего хода, при этом вап 9 соединяется с валом 12 шестернями 14, 15, 16 и муфтой 13.
Предлагаемая схема гидромеханической передачи позволяет иметь и большее количество передач введением пар косозубых колес, одни из которых установлены на валу
3, а другие связаны с валом 9 через резьбовую втулку, аналогичную втулкам 19 и 20.
Благодари наличию резьбовых втулок с упорами, взаимодействуюшими с упорами зубчатых колес, исключается необходимость в эбгонных муфтах и в перекрытии при переключении фрикционных муфт, что упрощает управление передачей.
Формула изобретения
Гидрэмеханическая передача, содержашая гидротрансформатор, связанный турбинным колесом с ведущим валом механического многоступенчатого редуктора, на котором установлены косозубые шестерни, постоянно сцепленные с зубчатыми колесами промежуточного вала, связанного через зубчатую передачу с выходным валом, причем механический редуктор снабжен фрикционными муфтами, соединяющими ведуший вап с установленными на ней шестернями и выходным валом, о т л и ч а ю ш а я с я тем, что, с целью упрощения управления передачей, она снабжена резьбовыми втулками, жестко установленными на промежуточном валу и выполненными с упорами, зубчатые колеса установлены на резьбовых втулках, связаны с ними резьбой и выполнены также с упорами, взаимодействующими с упорами втулок. ,Источники информации, принятые вэ внимание при экспертизе:
1. Авторское свидетельство СССР
¹ 118366, М.Кл. В 60 К 17/10, 1958г. (прототип).
647578
Составитель Ю, Качанов
Редактор Н. Козлова Техред Г. Родах Корректор C. Болдижар
Заказ 616/93 Тираж 1162 Подписное
ЫНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектнаи, 4