Устройство для определения степени заряженности тяговой аккумуляторной батареи

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик (11) 547877 (61) Дополнительное к авт. свид-вуЛ 457128 (22) Заявлено 04 02.75 (21) 2103322/07 с присоединением заявки М (23) Приоритет— (43) Опубликовано 25.02,77.Бюллетень % 7 (45) Дата опубликования описания 80(51) М. Кл.

Н 01 М 10/48

Государственный комитет

Совета Министров СССР оо дели изобретений и открв тий (53) УДК 621.355.1 (088.8) В. Т. Лапыгин, Е. В, Земляков и B. Г. Хижняк

;72) Авторы изобретения

Украинский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт кэдземнэй гидравлической добычи угля (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ

ЗАРЯЖЕННОСТИ ТЯГОВОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ

Изобретение относится z средствам для проверки состояния аккумуляторов при эксплуатации или уходе за ними, и,в частности, может быть использовано для автоматического контроля степени заряженности в процессе эксплуатационного разряда тяговых батарей рудничных электровозов, электрокар, электропогрузчиков и других подьемнэтранспортных средств с питанием от аккумуляторных батарей. Оно является усэвершенст-10 вованием известного устройства по авт. св. % 457128.

B основном авт.св. М 457128 описано устройство для определения степени заряженности тяговой аккумуляторной батареи, исполь-15 зуемое для автоматического контроля степени заряженности в процессе эксплуатационного разряда тяговых батарей рудничных электр овэз ов, элехтр окар, электр опогрузчихов и других подъемно-транспорнтных средств20 с питанием эт аккумуляторных батарейЭто устройство содержит токовое реле, подключающее измеритель к измеряемому напряжению дискретно только в момент, хогда тэх нагрузки равен определенной (нане- 25

2 ред заданной) величине. Измеритель напряжения представляет сэбэй блок усилителей пэстэяннэго тэка, выпэлненный в виде параллельного ряда двухкаскадных электронных реле, обладающих запоминающим свойством.

Резистивнэ-емкэстная цепь гашения, обеспечивающая сброс показаний предыдущего замера перед производством следующего, подключена параллельно полупроводниховым управляемым вентилям выходных каскадов блэка усиления постоянного тока. Результаты измерений регистрируются на световом табл о-шкале.

Недэстатхи такого устройства — невысокие точность измерений, помехозащищенность и надежность. Это обуслэвлено широкой полосой заданного тоха в зависимости от коз фициента возврата токового реле. Измеритель подключается к измеряемому напряжению при токе срабатывания реле и остается подключенным при меньших значениях тока вплоть дэ тоха этпускания. Это приводит к тому, что измерения могут производиться в широхом диапазоне нагрузок., что снижает точность. Кроме того, возможны ложные заме547877 ры вследствие помех, так как измеритель длительное время (от момента срабатывания до момента отпускаиия) оказывается подключенным к измеряемому напряжению. Надежность устройства также понижена, так как элементы схемы сравнения без необходимости длительное время находяться под напряжением.

Цель изобретения — повышение точности измерений, пэмехэзашишенности и надежности 10 устройства контроля заряженности тяговой аккумуляторнои батареи.

Это достигается тем, что в предложенное устройство введена импульсная схема, состоящая из транзистора е-Р->- типа, эмич 15 тер хоторого подключен к минусу батареи через первый замыхаюший контакт токового реле, входные цепи блоха усиления постоянного тока непосредственно соединены с коллектором этоготранзистора,, база транзисто- 20 ра через резистор, конденсатор и второй замыхаюший контакт токового реле соединена с плюсом батареи, а точка соединения резистора и конденсатора через второй резистор подключена к минусу батареи. 25

Введение импульсной схемы обеспечивает подключение измерителя и производство измерений только в момент срабатывания токового реле и отключение его по истечении времени импульса. ЭО

На чертеже представлена схема описываемого устройства.

Устройство для определения степени заряженности тяговой ахкумуляторной батареи состоит из блока усиления постоянного тэка

1, вхлючаюшего в себя входные цепи, предварительные усилители, охонечные усилители на тиристорах, нагруженные лампами накаливания, служащие для выдачи информации о състоянии батареи; контактов 2 и 3 токового реле 4; импульсной схемы, включаюшей в себя транзистор 5 и -p-w - типа, резисторы 6 и 7 и хонденсатор 8; резистивно-емкостной цепи гашения, состоящей из конденсатора 9, зарядного резистора 10 и разрядногэ резистора 11; стабилизатора напряжения, состоящего из стабилитрона 12 и резистора 13.

При трогании электровоза с места ток, потребляемый его двигателями DT батареи, дос- + тигает величины, необходимой для срабатывания токового реле. Токовое реле 4 замыкает свои контакты 2 и 3. При движенииэлектровэза величина тока нагрузки непрерывно меняется. Контакт 3, подхлючаюший резистивно-емхостную цепь гашения, периодически замыкается и размыкается, а контакт 2 остается замкнутым, так как эн настроен на меньший ток срабатывания. Одновременно с командой на гашение замыхание хоВТВКТВ

3 вызывает заряд конденсатора 8 и, следовательно, возникает ток базы транзистора

5 по цепи: плюс питания, контакт 3, конденсатор 8, переход база-эмиттер транзистора 5, контакт 2, минус питания. В течение времени заряда конденсатора 8 транзистор

5 открыт, причем параметры цепи заряда хонденсатора 8 выбраны так, что транзистор

5 остается открытым в течение времени, большего, чем время гашения предыдуших показаний резистивно-емкостной цепью.

Следовательно,сушествует вполне определенный промежуток времени, когда входные цепи блоха усиления постоянного тоха

1 подключены х батарее, причем батарея в этот момент нагружена тохом, определяющим срабатывание контакта 3„ После заряда ксащенсатора 8 транзистор 5 выходит из насышения и вновь запирается отрицательным напряжением через резисторы 6 и 7, входные цепи блока усиления 1 обестэчиваются, а на шкале устройства остаются светящимися только те лампы, котэрыезажглись непосредственно после срабатывания контакта 3 токового реле 4, т.е. при строго заданной величине тоха нагрузки. Весь процесс измерения автоматически повторяется при кахдом приеме нагрузки тяговыми двигателями. В режиме, когда контахты 2 и 3 разомкнуты, транзистор 5 иадежнэзаперт отрицательным напряжением через резисторы

6и7.

Использование изобретения позволит повысить точность измерений, надежность и помехозащищенность устройства в целом.

Формула из обретения

Устройство для определения степени заряженности тяговой аккумуляторной батареи по авт.св. № 457128, о т л и ч а ю ш ее с я тем, что, с целью повышения точнос-. ти измерений, помехозашишенности и надежности устройства, в него введена импульсная схема, состояшая из транзисторал-р -и— типа, эмиттер хоторого подключен х минусу батареи через первый замыхаюший кэнтахт тохового реле, входные цепи блока усиления постоянного тоха непосредственно соединены с холлектором этого транзистора, база транзистора через резистор, хэнденсатор и второй замыкаюший хонтахт токового реле соединена с плюсом батареи, а точка соединения резистора и конденсатора через второй резистор пэдхлючена к минусу батареи.

547877

Составитель И. Найдина

Редактор Т. Загребельная Техред М. Левицкая Корректор А. Власенко

Заказ 650/105 Тираж 1ОО2 Подписное

Ш1ИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам .изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушсхая наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент, г. Ужгород, ул. Проектная,