Подвеска сиденья транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(i i) 548460

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик ®Ъ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 13.08.73 (21) 1956880/11 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 28.02.77. Бюллетень ¹ 8

Дата опубликования описания 31.03.77 (51) М. Кл. В 60N 1/02

Государственный комитет

Совета Мннистро= СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 629.113.042.2 (088.8) (72) Авторы изобретения С. В. Никитин, Е. К. Потемкин, В. И. Турышев и П. И. Цимберов (71) Заявитель (54) ПОДВЕСКА СИДЕНЬЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам для повышения комфортабельности транспортных средств, и может быть использовано в подвесках сиденья, например, водителя транспортного средства.

Известны подвески сидений транспортных средств, содержащие направляющие звенья в виде рычагов, соединенные с каркасом подушки и спинки сиденья с образованием шарнирного параллелограмма, упругий и демпфирующий элементы (1).

Однако недостаток указанных подвесок заключается в том, что они защищают водителя только от воздействия вертикальных нагрузок и неэффективны в случае действия сил, направленных вдоль продольной оси движения транспортного средства или под некоторым углом к ней, что происходит, например, при столкновении транспортного средства с препятствием.

Наиболее близкой к изобретению является подвеска сиденья транспортного средства, содержащая направляющие звенья, соединенные с каркасом подушки и спинки сиденья и имеющие беговые дорожки с установленными в них роликами, связанными с кронштейнами, упругий и демпфирующий элементы (2).

Однако подвески указанного типа обеспечивают лишь прямолинейное перемещение подрессоренной части сиденья и, следовательно, также защищают водителя от воздействия только вертикальных нагрузок.

Цель изобретения — повышение комфортабельности сиденья путем снижения передачи на него ударных нагрузок, действующих при движении транспортного средства в вертикальном и горизонтальном направлениях.

Для этого подвеска снабжена двумя пара10 ми V-образных рычагов, каждая из которых соединена свооодными концами с роликами, кронштейны закреплены соответственно на каркасе подушки и спинки сиденья и связаны со сходящимися концами рычагов, упругий и

15 демпфирующий элементы установлены между рычагами, а беговые дорожки направляющих звеньев расположены под углом одна к другой, уменьшающимся в направлении передней .кромки каркаса сиденья.

20 На фиг. 1 схематически изображена подвеска сиденья; на фиг. 2 — узел подвески сиденья в увеличенном масштабе; на фиг. 3— разрез по А — А на фиг. 2; на фиг. 4 — разрез по Б — Б на фиг. 1.

25 На каркасе 1 подушки 2 и спинки 3 сиденья с помощью кронштейнов 4 закреплены две пары V-образных рычагов 5, 6 и 7, 8, на свободных концах которых установлены ролики 9, 10 и 11, 12 соответственно. Рычаги закреплены на

30 кронштейнах при помощи шарниров 13 и 14.

548460 пругие элементы 5 и 16, выполненные в виде пружин, и демпфирующие элементы 17 и

18 установлены между рычагами.

В качестве упругих элементов могут быть использованы также торсионы, а в качестве демпфирующпх — фрикционный дисковый тормоз одностороннего действия.

Ролики 9, 10 и 11, 12 установлены в беговых дорожках направляющих звеньев 19 и 20, при этом беговые дорожки расположены под углом одна к другой, уменьшающимся в направлении передней кромки каркаса сиденья.

Профили рабочих поверхностей беговых дорожек и роликов выполнены криволинейными, как показано на фиг. 4.

Направляющие звенья могут быть снабжены регулировочными устройствами 21 и 22, позволяющими изменять величину угла между беговыми дорожками. С целью получения соответствующей траектории перемещения подрессоренной части сиденья, например криволинейной, передние и задние направляющие звенья могут быть установлены под углом к друг к другу, как показано на фиг. 1, причем этот угол также может регулироваться с помощью устройств 23 и 24.

При действии на сиденье нагрузки в горизонтально-продольном направлении подрессоренная часть сиденья перемещается по звеньям 19 и 20 на роликах 9, 10 и 11, 12. ITðè этом вследствие непараллельности беговых дорожек,свободные концы V-образных рычагов 5, 6 и 7, 8 сближаются, а элементы 15 и 16, испытывая деформацию, создают усилие, возвращающее подрессоренную часть сиденья в исходное положение. Элементы 17 и 18 способствуют затуханию колебаний подвески, При действии на сиденье нагрузки в вертикальном направлении подрессоренная часть сиденья перемещается вниз, при этом каждая пара V-образных рычагов 5, 6 и 7, 8 поворачивается на шарнирах 13 и 14, вследствие чего рычаги сближаются попарно, вызывая восстанавливающее усилие элементов 15 и 16, Для обеспечения большей жесткости подвески в вертикальном направлении нижние ры5

Зо

45 чагп 6 и 8 могут иметь дополнительную другую связь с кронштейнами 4, например, при помощи торсионов, установленных в шарнирах

13 и 14.

При действии на сиденье нагрузки в горизонтально-поперечном направлении сиденье перемещается по нормали к плоскости направляющих звеньев, при этом ролики, установленные на свободных концах V-образных рычаго в, смещаются на беговых дорожках и опираются на них поверхностью ббльшего радиуса, что также вызывает сближение свободных концов рычагов и появление восстанавливающего усилия в упругих элементах.

В случае действия нагрузки, произвольного направления происходит комбинированное перемещение подрессоренной части сиденья.

Формула изобретения

Подвеска сиденья транспортного средства, содержащая направляющие звенья, соединенные с каркасом подушки и спинки сиденья и имеющие беговые дорожки с установленными в них роли камп, связанными с кронштейнами, упругий и демпфирующий элементы, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения комфортабельности сиденья вследствие снижения передачи на него ударных нагрузок, действующих при движении транспортного средства в вертикальном и горизонтальном направлениях, она снабжена двумя парами V-образных рычагов, каждая из которых соединена свободными концами с роликами, кронштейны закреплены соответственно на каркасе подушки и спинки сиденья и связаны со сходящимися концами рычагов, упругий и демпфирующий элементы установлены между рычагами, а беговые дорожки направляющих звеньев расположены под углом одна к другой, уменьшающимся в направлении передней кромки каркаса сиденья.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Авт. св. М 166584, кл. В 60п 1/02,F1962.

2. Патент СССР, Ке 231454, кл. В 60п 1/06, 1966 (прототип).

548460

1, 1

Составитель Г. Петрова

Тсхред Л. Гладкова

Корректор Л. Орлова

Редактор Г. Борисова

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 528/12 Изд. № 249 Тираж 959 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 5К-35, Раушская наб., д. 4/5