Ленточный конвейер

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(!!) 548493

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Рвваублик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 14.06.74 (21) 2032612/03 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

Опубликовано 28.02.77. Бюллетень № 8

Дата опубликования описания 31.03.77 (51) М Кч г В 656 15/28

В 65G 21/2Ю

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изооретений и открытий (53) УДК 621.867.2 (088.8) (72) Авторы изобретения

Н. Е. Береславец, В. И. Волков, И. H. Песковцев, М. С. Петров, А. Р. Черненко и С. Д. Щербаков

Государственный институт по проектированию и конструированию машин для горнорудной промышленности (71) Заявитель (54) ЛЕНТОЧНЫЙ КОНВЕЙЕР

Изобретение относится к оборудованию для горной промышленности, а именно к машинам непрерывного транспорта, используемым преимущественно при проведении подземных горных выработок.

Известен ленточный конвейер, включающий приводной и натяжной барабаны, огибаемые лентой, лежащей на опорных роликах, которые закреплены на раме (1).

Однако конвейер в разобранном виде имеет весьма значительный объем и требует больших затрат труда на монтаж и демонтаж. Поэтому применение этих конвейеров при проходке подэтажных нарезных выработок малого сечения по скальным породам малоэффективно. Так, например, перед взрывом необходимо убрать из забоя буровую технику и погрузочную машину на безопасное расстояние. Для этого необходимо демонтировать конвейер и складировать секции в выработках, что загромождает выработки. После взрыва необходимо снова завести погрузочную маши»у и смонтировать конвейер. После уборки взорванной массы необходимо заменить погрузочную машину на буровую технику, для чего следует демонтировать конвейер вторично.

Известен ленточный конвейер, содержащий секционную раму, на которой установлены роликоопоры, приводной и натяжной барабаны, огибаемые конвейерной лентой (2).

Целью изобретения является сокращение трудоемкости монтажно-демонтажных работ.

Указанная цель достигается тем, что роликоопоры, приводной и натяжной барабаны установлены консольно на раме с помощью шарниров, снабженных взаимно-перпендикулярными выступами, один из которых ориен10 тирован вдоль рамы, а балка снабжена пазами, которые контактируют с выступами.

На фиг. 1 изображен предлагаемый ленточный конвейер, общий вид; на фиг. 2 — то

15 же, вид сверху; на фиг. 3 — разрез по А — А на фиг. 1; на фиг. 4 — разрез по Б — Б на фиг.

1; на фиг. 5 — разрез по  — В на фиг. 1; на фиг. 6 схема расположения ленточного конвейера в выработке в нерабочем положении, вид

20 сверху; на фиг. 7 — то же (в рабочем положении).

Ленточный конвейер состоит из рамы 1, привода 2, роликоопор 3, натяжного устройства 4 и транспортной ленты 5.

2G Рама 1 является секционным ставом конвейера и служит для консольного закрепления на ней посредством шарниров с вертикальной осью привода 2, роликоопор 3 и натяжного устройства 4.

548493 с4

Рама выполнена в виде балки, прикрепляемой, например, к стойкам крепи и расположенной по одну сторону конвейера. Состоит балка из отдельных секций. Каждая секция посредством хомутов 6 крепится не менее чем к двум стойкам крепи. Хомут 6 может устанавливаться на стойке на любой требуемой высоте от почвы и закрепляется на ней клином 7. В пазы хомута 6 установлена П-образная скоба 8 с верхним выступом 9 и нижним выступом 10. Стопорится скоба 8 в хомуте 6 болтом 11. Скоба 8 может выдвигаться относительно хомута 6. Такое крепление позволяет обеспечить прямолинейную установку балки в горизонтальной плоскости, исключая отклонения от прямолинейности установки крепи. В нижней части скобы 8 установлен регулируемый упор 12, который упирается в нижнюю часть балки и изменяет ее наклон, а вместе с балкой и наклон элементов конвейера (привода, роликоопор, натяжного устройства), закрепленных на балке. На балке закреплено прицепное устройство с верхним захватом 13 и нижним захватом 14. Верхним захватом 13 балка опирается на верхний выступ 9 скобы

8, а нижним захватом 14 обхватывает нижний выступ 10 скобы 8. Такая конструкция обеспечивает надежное закрепление балки на стойках крепи. На балке имеется верхний пояс 15 и нижний пояс 16. На балке имеются кронштейны 17 для шарнирного закрепления роликоопор и кронштейн 18 для шарнирного закрепления привода. Кронштейны 17 на торцовой поверхности имеют шипы 19 для предотвращения произвольного поворота роликоопор под действием движущейся ленты. В месте закрепления привода балка снабжена регулируемым упором 20, который предназначен для поворота привода относительно балки с целью центрирования ленты конвейера.

Привод 2 предназначен для привода транспортной ленты и представляет собой двигатель — барабан 21, установленный на раме 22.

Рама 22 посредством кронштейна 23 консольно с помощью вертикальной оси 24 шарнирно закреплена на кронштейне 18 балки. На раме 22 имеется винт 25 с пятой 26. На раме 22 привода посредством двуплечего рычага 27 шарнирно с помощью оси 28 под нижней ветвью закреплен ролик 29.

Роликоопора 3 предназначена для поддержания верхней и нижней ветвей ленты. Роликоопора 3 состоит из верхней рамки 30 и нижней рамки 31, которые консольно посредством вертикальной оси 32 шарнирно закреплены на кронштейнах 17 балки. На верхней рамке закреплены поддерживающие ленту ролики 33 и центрирующие ленту ролики 34. На нижней рамке закреплен поддерживающий ролик

35. Рамка 30 имеет пазы, в которые входят шипы 19 кронштейна 17 балки, что предотвращает поворот роликоопор от усилий движущейся ленты.

Натяжное устройство 4 предназначено для натяжения транспортерной ленты.

Натяжное устройство 4 представляет собой подвижную и фиксируемую относительно балки тележку 36, на которой шарнирно посредством консольных рычагов 37 и 38 и рамки 39 закреплен концевой барабан 40. Тележка состоит из корпуса 41, на котором в верхней части закреплены два горизонтальных ролика

42 и два вертикальных ролика 43. В нижней части корпуса тележки установлены два вертикальных ролика 44 и захват 45. Тележка горизонтальными роликами 42 опирается на верхний пояс 15 балки. Верхние вертикальные ролики 43 обхватывают верхний пояс 15, а нижние вертикальные ролики 44 опираются на вертикальную поверхность балки в нижней ее части. На вертикальной стенке корпуса 41 закреплен кронштейн 46 с шипами 47 на торцовой поверхности и кронштейн 48. На кронштейне 46 посредством вертикальной оси 49 закреплен рычаг 37, на торцовой поверхности которого выполнены пазы 50.

При этом ширина пазов 50 на рычаге 37 несколько шире шипов 47 на торце кронштейна

46. Шипы 47 кронштейна 46 расположены в пазах 50 рычага 37. На рычаге 37 шарнирно, с возможностью поворота относительно горизонтальной оси рычага консольно установлена рамка 39, в пазах которой закреплена ось концевого барабана 40. Рамка 39 захватами 51 опирается на двуплечий рычаг 38. Двуплечий рычаг 38 посредством вертикальной оси 52 шарнирно закреплен на кронштейне 48 корпуса 41 тележки. Для центрирования транспортной ленты двуплечий рычаг 38 снабжен регулируемым упором 53, который изменяет положение рычага 38 относительно корпуса 41 тележки, а следовательно, и рамки 39 с закрепленным на ней концевым барабаном 40, так как рычаг 37 может поворачиваться относительно корпуса 41 тележки за счет зазоров между шипами 47 на кронштейне 46 и пазами 50 на рычаге 37. На корпусе 41 тележки установлен зажимной фиксатор 54, который при помощи болта 55 стопорит тележку с концевым барабаном 40 относительно балки в требуемом положении путем зажатия верхнего пояса 15 между корпусом 41 тележки и фиксатором 54.

Для более надежного закрепления тележки относительно балки, контактирующие поверхности верхнего пояса 15, фиксатора 54 и корпуса 41 имеют рифленую накатку.

Транспортерная лента 5 состоит из отдельных отрезков соединяемых между собой посредством петель и штырей. Работает ленточный конвейер следующим образом.

После первого взрыва в намечаемой подэтажной выработке и уборки взорванной массы производят установку крепи.

До постановки стоек на них предварительно закрепляют хомуты 6 клином 7. Затем вставляют скобы 8 и регулируют их прямолинейность по отвесу, После очередного взрыва

548493

50 и проветривания навешивают первую балку (секцию рамы конвейера) и при необходимости регулируют установку хомутов по высоте. Навеску производят так, что балку верхним захватом 13 располагают впереди выступа 9 скобы 8, а затем, подавая балку назад, нижний захват 14 обхватывает нижний выступ 10 скобы 8. Затем заводят погрузочную машину и навешивают привод на балку, который должен быть расположен над рудоспуском на штреке. Закрепляют привод на кронштейне 18 балки посредством оси 24. Устанавливают его в рабочее положение и винтом 25 опускают пяту 26 до упора в почву, Затем, при необходимости, вставляют роликоопоры в кронштейны 17 балки и поворачивают в рабочее положение. После этого с торца балки заводят тележку и устанавливают рычаги 37 и 38, и на рычаг 37 устанавливают рамку 39 с концевым барабаном 40. Поворачивают рамку

39 с концевым барабаном 40 относительно рычага 37, заводят и соединяют посредством штырей ленту, после чего поворачивают рамку с закрепленным концевым барабаном до упора рамки 39 захватом 51 в рычаг

38. Горизонтальность конвейера обеспечивают регулируемым упором 12 путем поворота балки относительно верхнего выступа 9 скобы

8. Для центрирования ленты используют регулируемые упоры 20 и 53. Посредством регулируемого упора 20 поворачивают приводной барабан относительно балки в горизонтальной плоскости, а упором 53 — концевой барабан.

После погрузки горной массы конвейер приводят в нерабочее положение с целью освобождения проходов для замены погрузочной машины на буровую. Для этого рассоединяют верхнюю ветвь ленты около приводного барабана. Реверсируют двигатель — барабан, а рычагом 27 ленту прижимают к приводному барабану и, таким образом, сматывают ленту на штрек. После этого винтом 25 освобождают пяту и поворачивают раму 22 с закрепленным на ней двигатель — барабаном на 180 относительно балки и винтом 25 опускают пяту 26 до упора в почву. Затем, приподнимая роликоопору до выхода шипов 19 из пазов рамки, поворачивают ее относительно балки на 90 и опускают, при этом шипы 19 заходят в пазы рамки роликоопоры и фиксируют ее от произвольного поворота. Далее винтом 55 освобождают тележку и перемещают ее на безопасное расстояние от забоя и стопорят, Затем поворачивают рамку с концевым барабаном 40 относительно рычага 37 на 100, а рычаг 37, приподнимая до выхода шипов 47 пз пазов 50, поворачивают относительно тележки на 90 и опускают до захода шипов 47 в пазы

50. Рычаг 38 поворачивают против часовой стрелки на 90 . Прп необходимости ролпкоопоры и рамка с концевым барабаном мог T быть сняты и вынесены на штрек.

В нерабочем положении элементы конвейера надежно укрыты от механических повреждений при взрыве. Так, например, привод расположен вдоль штрека, а ролпкоопоры расположены между стойками крепи и защип.

После очередного взрыва наращивают ленточный конвейер путем навешивания следующей балки так, как указано выше.

Перевод конвейера в рабочее положение производят после доставки погрузочных средств к месту погрузки. Для этого поворачивают привод конвейера относительно балки на 180 до упора в регулируемый упор 20, предварительно подняв пят1 26, и опускают пяту 26 винтом 25 до упора в почву. Приподнимая роликоопоры, поворачивают их в рабочее положение и опускают.

Перемещают тележку вдоль балки, фиксируют относительно верхнего пояса фиксаторомом 54, поворачивают рычаг 38 до упора и рычаг 37 с концевым барабаном, навешивают транспортную ленту и соединяют штырями.

Опускают концевой барабан до упора в рычаг 38.

Формула изобретения

Ленточный конвейер, содержащий секционную раму, на которой закреплены балки с установленными на них ролпкоопорами, приводной II натяжной барабаны, огнбаемые конвейерной лентой, отличающийся тем, что, с целью сокращения трудоемкости монтажнодемонтажных работ, ролпкоопоры, приводной и натяжной барабаны установлены консольно на раме с помощью шарниров, снабженных взаимно-перпендикулярными выступами, один из которых ориентирован вдоль рамы, а балка имеет пазы, контактирующие с выступами.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Патент ФРГ Хо 1216190, кл. 811, 1966.

2. Шахтные перегружатели за рубежом, М., ЦНИИИНФОРМТЯ5КМАШ, 1972, с. 10 (прототип) .