Привод ленточного конвейера

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

О П И С А Н И Е (») 548497

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (б1) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 05.01.73 (21) 1868176/11 с присоединением заявки № (23) Приоритет

Опубликовано 28.02.77, Бюллетень № 8

Дата опубликования описания 31.03.77 (51) М Кл г В 65G 23/08

Государственный комитет

Совета Министров СССР ло делам изобретений и открытий (83) УДК 621.867,2 (088.8) (72) Авторы изобретения

В. В. Жуловян, H. А. Быков, И. Н. Чередников и P. К. Дель

Новосибирский электротехнический институт (71) Заявитель

)(54) ПРИВОД ЛЕНТОЧНОГО КОНВЕЙЕРА

Изобретение относится к приводным устройствам конвейеров и может использоваться, например, для привода ленточных конвейеров.

Наряду с обычным приводом конвейеров, состоящим из отдельного электродвигателя, механического редуктора и собственно барабана, которые кинематически связаны, известны более компактные устройства, так называемые мотор-барабаны, включающие электродвигатель и редуктор, встроенные в барабан и представляющие единый приводной агрегат для перемещения транспортерной ленты. В таких устройствах в барабан встроен серийный асинхронный электродвигатель специальной модификации, и для понижения скорости вращения барабана применяют механический редуктор, с помощью которого вращающий момент с вала электродвигателя передается барабану, обхваченному транспортерной лентой.

Недостатком известных приводов конвейеров является сложность их конструкции из-за наличия механического редуктора и сложность кинем атической схемы.

Наличие трущихся деталей в редукторе вызывает их износ, что снижает надежность привода, а также вызывает необходимость периодической смены масла, заливаемого в моторбарабан для смазки шестерен, Кроме того, в известных конструкциях мо тор-барабанов недостаточно эффективен отвод тепла, выделяющегося при работе. Это связано с тем, что обод барабана непосредст5 венно не соприкасается с электродвигателем, а отделен воздушным пространством. В связи с этим предусматривают продувку воздуха в пространстве между электродвигателем и ободом барабана. Иногда в подобных привоlO дах встроенный закрытый электродвигатель специальной модификации вместе с редуктором помещают в масло, заливаемое в моторбарабан. Это способствует передаче тепла от корпуса электродвигателя к ободу и торцам

15 мотор-барабана, но обмотки и другие активные части машины изолированы от охлаждающего масла, поэтому и в этом случае охлаждение активных частей приводного электродвигателя недостаточно интенсивно. Применение

20 же открытой конструкции электродвигателя с непосредственным контактом масла с активными частями и обмотками привело бы к увеличению потерь от вращения ротора со скоростью, например, 1400 об/мин в масляной

25 среде.

Целью изобретения является упрощение конструкции привода конвейера при улучшении условий охлаждения приводного электродвигателя.

548497

Эта цель достигается тем, что привод конвейера содержит барабан, обод которого связан с лентой конвейера и жестко скреплен с корпусом приводного электродвигателя, выполненного в виде синхронного редукторного двигателя обращенного исполнения. В частном случае обод барабана и корпус электродвигателя представляют собой единую деталь.

На чертеже показана конструктивная схема привода, где приводной двигатель выполнен в виде обращенного синхронного редукторного двигателя с аксиальным возбуждением с 3пакетным магнитопроводом.

В обод 1, который является также аксиальным (или осевым) магнитопроводом ротора, запрессованы зубчатые пакеты ротора 2.

Внутренний статор состоит также из зубчатых пакетов 3 и аксиальной части магнитопровода 4. Между пакетами магнитопровода статора расположены концентрические катушки возбуждения 5. В обращенных одна к другой поверхностях пакетов статора и ротора выполнены открытые пазы из условия максимальной деформации магнитного поля. В пазах статора размещена обмотка якоря 6. Число зубцов статора и ротора выбрано по известным соотношениям для синхронного редукторного двигателя с аксиальным возбуждением.

По принципу одноименно-полюсных индукторных машин мотор-барабан можно выполнить однопакетным (при этом катушки возбуждения 5 размещают на подшипниковых щитах, которые должны быть магнитопроводящими) или многопакетным — в этом случае катушки возбуждения размещают между пакетами магнитопровода. Для мотор-барабана многопакетная конструкция предпочтительнее, так как она более соответствует геометрическим пропорциям приводных барабанов и позволяет облегчить аксиальный магнитопровод ротора и статора. Зубцы и пазы рядом лежащих пакетов ротора 2 выполнены с относительным смещением так, что зубцы крайних пакетов ротора находятся против пазов среднего пакета. В пазах пакетов ротора 2 размещена пусковая короткозамкнутая обмотка 7, необходимая для запуска двигателя.

Мотор-барабан крепится на конвейере с помощью цапф 8 и 9, которые жестко соединены с неподвижным внутренним статором. Ротор и обод мотор-барабана легко вращаются благодаря установке на подшипниках 10.

Концы обмотки якоря 6 и катушки возбуждения 5 выведены через отверстие в цапфе 9 в клеммную коробку 11.

Свободный внутренний объем мотор-барабана частично заполнен жидким диэлектриком, например трансформаторным маслом, при этом активные части машины непосредственно соприкасаются с охлаждающей жидкостью.

Экспериментально установлено, что наиболее целесообразно заполнение жидким диэлектри5

4 ком 1, 2 — 3/4 части свободного объема моторбарабана.

При подключении двигателя привода к сети и его запуске любым известным способом двнгатель втягивается в синхронизм, при этом его ротор вместе с ободом 1 вращается вокруг статора с синхронной скоростью

G0f пс:

7 г где f — частота питающей сети;

z — число зубцов ротора.

Так, например, спроектирован и изготовлен опытный образец мотор-барабана, имеющий число зубцов ротора гав=33 и обеспечивающий

60 50 синхронную скорость и, = =91 об/мин

33 и окружную скорость барабана V=1,67 м/сек при наружном диаметре обода Рб=350 мм.

Указанный мотор-барабан развивал максимальный синхронизирующий момент 34 кгм и имел вес 130 кг.

Благодаря заполнению части внутреннего объема мотор-барабана жидким диэлектриком температуры внутренних частей машины при работе машины выравниваются. При этом существенно снижаются температуры термически напряженных участков и улучшается отбор тепла с торцовых частей и обода мотор-барабана, с которого при работе тепло интенсивно снимается транспортерной лентой. Очень важно, что в связи с малой скоростью вращения ротора, дополнительные потери на трение о масло практически не возникают.

В предлагаемой конструкции привода ленточного конвейера отсутствуют трущиеся и изнашивающиеся детали, а подшипники же при столь низких скоростях работают практически неограниченное время.

Испытания описанного привода ленточного конвейера в лаборатории кафедры электрических машин НЭТИ показали его работоспособность, приемлемые энергетические показатели, спокойную и бесшумную работу.

Формула изобретения

1. Привод ленточного конвейера, содержащий барабан, обод которого связан с лентой конвейера и приводным электродвигателем, отличающийся тем, что, с целью упрощения привода при улучшении условий охлаждения приводного электродвигателя, обод барабана жестко скреплен с корпусом приводного электродвигателя, выполненного в виде синхронного редукторного двигателя обращенного исполнения.

2. Привод по п, 1, отл и ч а ющийся тем, что обод барабана и корпус синхронного редукторного двигателя обращенного исполнения представляют собой единую деталь.

548497

Составитель И. Горелова

Текред Л. Гладкова

Редактор Г. Борисова

Корректор Н. Аук

Типография, пр. Сапунова, 2

Заказ 446/11 Изд. Хз 223 Тираж 1019 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобоетений и открытий

113035, Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5