Стыковочный захват
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ii) 54854l
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Йаюв Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 13.05.75 (21) 2133822/11 с присоединением заявки М (23) Приоритет
Опубликовано 28.02.77. Бюллетень че 8
Дата опубликования описания 15.03.77 (51) М. Кл. В 66С 1186
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам ивобретекий и открытий (53) УДК 621.86.061 (088.8) (72) Авторы изобретения
В. А. Попов, В. С. Романов и В. П. Статейкин (71) Заявитель (54) СТЫ КО ВО Ч Н 1. И 3АХ ВАТ
Изобретение относится к подъемно-транспортному оборудованию и может быть использовано в качестве элемента крепления крупногабаритных грузов за выступы на палубе судна.
Известен захват для крепления конструкций, подвижных относительно друг друга, содержащий скобу-подвеску с направляющими пазами в захватной части и поворотными защепками, причем захватные части скобы-подвески выполнены с расширением в верхней части и снабжены наклонными планками (1).
Однако этот захват предназначен только для грузов с цапфами и не всегда может быть использован для крепления на палубе судна.
Наиболее близким техническим решением, принятым за прототип, является автоматический захват, предназначенный для грузов с фигурной головкой, состоящий из корпуса полого толкателя с пружиной, захватных губок, взаимодействующих с фигурным стыковочным штырем, устанавливаемым на констпукции, с которой осуществляется стыковка, и механизмом фиксации (2).
Недостатком такого захвата является невозможность его применения для конструкций, предназначенных для стыковки с палубой судна в условиях волнения моря, так как под действием нагрузок, имеющих место при качке, вдоль оси стыковочного захвата будет происходить его самопроизвольная расстыковка, это недопустимо при проведении погрузочно-разгрузочных операций в открытом море.
Целью предлагаемого изобретения является повышение надежности крепления грузов за выступы на палуое судна в уc;IoBliHx волнения моря.
Указанная цель достигается выполнением конструкции стыковочного захвата таким об=
10 разом, что нагрузки от осп стыковочного узла восгрппимаются корпусом захвата, а не подвижным штырем, а также путем установки в толкателе подпружиненного фиксирующего стержня со скошенными поверхностями и па15 зом и выполнением механизма фиксации в виде подпружиненного кулачка со скосами, взаимодействующего с пазом стержня. Для обеспечения повторной установки захвата на выступы палубы судна он снабжен механиз20 мом возврата, выполненным в виде подпружиненного штыря с ручкой с одной стороны и скосом с другой, установленного в корпусе и взаимодействующего своим скосом со скосом кулачка фиксатора.
25 На фиг. 1 изображена схема установки крупногабаритных грузов на принимающее судно; на фпг. 2 — стыковочный захват в исходном положении, перед установкой его на выступы на палубе судна; на фпг. 3 — то же, 30 в момент установки на выступы на палубе
548541
15
45 судна; на фиг. 4 — то же, в момент снятия груза с палубы судна.
Стыковочный захват состоит из закрепленного на грузе 1 корпуса 2, в котором на осях
3 установлены захватные губки 4, взаимодействующие с осью 5 выступа 6, смонтированного на принимающем судне полого толкателя
7 с установленным на нем механизмом фиксации, выполненным в виде подпружиненного кулачка 8 со скосами, пружины 9, фиксирующего стержня 10 со скошенными поверхностями и пазом, пружины 11 и механизма возврата 12, выполненного в виде подпружиненного штыря с круглой ручкой с одной стороны и скосом с другой.
Стыковочный захват работает следующим образом.
Перед установкой груза 1 на принимающее судно захват находится в исходном состоянии (см. фиг. 2), при котором фиксирующий стержень 10 под действием пружины 11 упирается в захватные губки 4, приведенные в раскрытое положение толкателем 7, занявшем крайнее нижнее положение под действием пружины 9, а скос кулачка 8 входит в паз стержня 10.
При установке груза 1 на принимающее судно захватные губки 4 под действием осей
5 выступов 6 поворачиваются относительно осей 3, закрепленных в корпусе 2, и перемещают толкатель 7 в верхнее положение. Одновременно с этим под действием пружины 11 скошенные поверхности фиксирующего стержня 10 входят в зазор между захватными губками 4, предотвращая их самопроизвольное раскрытие и обеспечивая надежное крепление крупногабаритного груза 1 на выступах 6 принимающего судна.
При этом один скос кулачка 8 упирается в скос штыря механизма возврата 12, а другой находится в пазу стержня 10 (см. фиг. 3).
Для снятия груза 1 с принимающего судна необходимо поднять стержень 10 в крайнее положение, при этом кулачок 8 выходит из паза стержня 10 и удерживает его в верхнем положении (см. фиг. 4).
При необходимости или при аварийных ситуациях можно вновь зафиксировать груз 1 на выступах 6 путем вывода подпружиненного штыря механизма возврата 12 из зацепления с кулачком 8. При этом кулачок 8, поворачиваясь относительно своей оси, обеспечивает опускание стержня 10 в нижнее положение, в зазор между захватными губками 4.
При подъеме груза 1 с выступов 6 захватные губки 4 под действием осей 5 раскрываются, одновременно с этим под действием пружин 9 и 11 опускаются толкатель 7 и стержень 10 и захват принимает исходное положение, изображенное на фиг. 2.
Реализация предлагаемого устройства позволит производить погрузочно-разгрузочные операции с одного судна на другое в условиях волнения, повысит надежность и безопасность, а также сократит количество ручных опер а ций.
Формула изобретения
1. Стыковочный захват, содержащий корпус с захватными губками и направляющими, в которых расположен полый подпружиненный толкатель, несущий механизм фиксации, от л и ч а ю шийся тем, что, с целью надежного крепления грузов за выступы на палубе судна в условиях волнения моря, он снабжен расположенным внутри толкателя подпружиненным фиксирующим стержнем со скошенными поверхностями и пазом, а механизм фиксации выполнен в виде подпружиненного кулачка со скосами, взаимодействующего с пазом стержня.
2. Стыковочный захват по п. 1, о т л и ч а ющийся тем, что, с целью обеспечения повторной установки захвата на выступы, он снабжен механизмом возврата, выполненным в виде подпружиненного штыря с ручкой с одной стороны и скосом с другой, установленного в корпусе и взаимодействующего своим скосом со скосом кулачка фиксатора.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Авт. св. № 281790, кл. В 66С 1/66, 1970.
2. Авт. св. Х 320436, кл. В 66С 1/62, 1971 (прототип).
Редактор Г. Борисова
Составитель Б. Стрекалов
Техред И. Карандашова
Корректор Н. Аук
Заказ 357/12 Изд. № 244 Тираж 1069 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2