Центробежная упруго-динамическая муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
k! !! 548735
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт, свпд -ву (22) Заявлено 24.09.74 (21) 2063146/27 с присоединением заявки № т!ф === (51) М. Кл.- F 16D 3/56
Совета Министров СССР по делам изобретеиий и открытий
Оп бликовано 28.02.77. Бюллетень ¹ 8 (53) УДК 621,825.5 (088.8) Дата опубликования описания 23.03.77 (72) Авторы изобретения (71) Заявитель
И. Н. Васянин и В. А. Дубровин
Челябинский политехнический институт им. Ленинского комсомола (54) ЦЕНТРОБЕЖНАЯ УПРУГО-ДИНАМИЧЕСКАЯ МУФТА
ГосУдаРственный KOMMTBT (23) П
Приоритет
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для упругого соединения валов в силовых установках.
Известна центробежная упруго-динамическаяая муфта, содержащая две дисковые пальцевые полумуфты, соединенные х!е кду собой отрезками гибких элементов с концами, облегающими пальцы полуму!рт с одной стороны и неподвижно на них закрепленными (1). 10
При увеличении скорости вращения под действием центробежной силы гибкие элементы оторасываются к периферии, изп1баются, охватывают пальцы и поворачивают полумуфты одну относительно другой.
Однако в неустановившихся режимах работы, например в начальный период и при действии значительных динамических нагрузок, гибкие элементы вытягиваются и муфта работает как жесткая. 20
Известна также центробежная упруго-динамическая муфта, содержащая связанные отрезками троса две втулки, подвижно установленные иа соедш!яемых валах и подпружиненные к упорам, установленным на концах ва- 25 лов. При этом втулки соединены с отрезками троса с правой и левой навивкой, шарнирно закрепленными па втулках (2).
Эта муфта наиболее близка к изобретению по тсхп: !Сской сущности и достигаемому рс- ЗО зультату.
Недостатками конструкцтти этой муфты являются сложность конструкции и недостаточно высокие эксплуатационные факторы, обусловленные тяжелымп условиями работы пружин, располОжениых ъ1езкд1 торцаз!и вт лок и упорами валов при неустановившихся рсжимах и значительных динамических нагрузках.
Целью изобретения является сохране!1пс уп рмгои связи межд соедин»с,11>1з!и Ва, 13мп при неустаноз!гвшпхся режимах раооты и ударных
H3грузк3х.
Поставлениа» цель достигается тем, что муфта снабжена упругим!! элементами, выполнен1!Ыз!1! из т!07имерцого з!атери3.13, закрспленными на внутренних торцах втулок и взаимодействующими с упомянутыми упорами, и раздвижным стаканом, шари !рно связанным со втулками, в котором размещена пружина, поджимающая втулки к упорам со стороны торцов сое7HH»eмых валов.
На фиг. 1 представлена центрооежная упруго-динамическая муфта, общий вид; на фиг.
2 — то же, в разрезе.
Центробежная динамическая муфта состоит из двух втулок 1, соединенных с помощью и!лицевого соединения с валами 2, имеющих упоры 3. Втулки с помощ!по шаровых опор соединены с раздвижных! стаканом 4, внутри которого размещена C;I атая пружина 5. Внутри каждо!! Вту, lки il;i cс то! цс YIIpc!i, !OHû упру548735
Формула изобретения
ЦНИИПИ Заказ 356/5 Изд. № 256 Тираж 1159 Подписное
Типография, пр. Сапупоза, 2 гие элементы G, выполненные из полимерных материалов. На втулках шарнирно закреплены отрезки тросов 7 с левой и правой навивкой.
Работа муф.гы осуществляется следующим образом.
При запуске крутящий момент, приложенный к одному из валов 2, передается на другой через втулки 1, отрезки тросов 7, которые натянуты сжатой пружиной 5, расположенной в стакане 4. При этом за счет сил упругости пружины снижаются динамические нагрузки, возникающие при запуске, а использование левой и правой навивки тросов повышает надежность работы муфты при реверсе. При увеличении оборотов вала под действием центробежных сил отрезки тросов отбрасываются к периферии, пружины разжимаются и муфта выходит на режим динамической упругости.
При действии значительных динамических нагрузок в переходных и ударных режимах работы, когда сил упругосги пружины 5 не хватает, внутренние торцы втулки 1 с упругими элементами 6 поджимаются к упорам 3, IT0 позволяет сохранить упругую связь между соединяемы vlII валами и изменнп ее характеристику. Тем самым снижаются динамические нагрузки, возникающие в соединяемых агрегатах.
Использование шаровых Мор меж@ полумуфтами и раздвижного стакана позволяет увели шть ее сгособность компенсировать линейную и угловую несоосностп.
Центробежная упруго-динамическая муфта, содержащая связанные отрезками троса
10 две втулки, подвижно установленные на соединяемых валах и подпружиненные к упорам, установленным на концах валов, отл ич а ю щ а я с я тем, что, с целью сохранения упругой связи между соединяемыми валами при
15 неустановившихся режимах работы и ударных нагрузках, она снабжена упругими элементами, выполненными из полимерного материала, закрепленными на внутренних торцах втулок и взаимодействующими с упомя20 нутыми упорами, и раздвижным стаканом, шарнирно связанным со втулками, в котором размещена пружина, поджимающая втулки к упорам со стороны торцов соединяемых валов.
25 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе: ,1. Лвт. св. № 394605, кл. F 16D 43/14, 1971.
2. Лвт. св. № 452695, кл. F 16Р 3/56, 1973 (прототип) .