Фрикционная прехохранительная муфта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

,111 548736

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Реслублнк (б1) Дополнительное к явт. спид -ву (22) Заявлено 17.02.75 (21) 2105608/27,51) .Л1. Кл.- зГ 16В 7/02 с присоединением заявки ¹

Государственный комитет

Совета Министров СССР ло делам изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 28.02.77. Бюллетень ¹ 8

Дата опубликования описания 23.03.77 (53) УДК 621.825.5 (088.8) ! (72) Авторы изоб1ретепия

В. Н. Суторихин, С. Г. Нагорняк, В. Ф. Ярошенко и Б. М. Гевко (71) Заявитель (54) ФРИКЦИОННАЯ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА

Изобретение относится к области машиностроения.

Известна фрикционная муфта, содержащая ведомую полумуфту, выполненную в виде стакана, внутри которого помещена неподвижно установленная на приводном валу ведущая полумуфта и фрикционные элементы, располонсенГГыс иа контактирующих торцовых поверхностяx полумуфт. Ведущая полумуфта выполнена в виде турбины, созда1ощей зону разрсжен ного Возду ха х!ежду торцоВыми поверхностями полумуфт, а ведомая полумуфта устalioB e»a подвижно в осевом направлении.

Однако такая муфта имеет низкую надежность ограничения передаваемого крутящего момента при перегрузке, а также интенсивный износ контактирующих передающих поверхностей полумуфт.

Известна фрикционняя муфта, содержащая соосные ведущую полумуфту и всдому1о фланцевую втулку с полостью для отсасывания воздуха, а также регулировочное устройство, выполненное в виде полого винта, установленного в осевом резьбово..l отверстии с возможностью перемещения для перекрытия радиальных каналов.

Целью изобретения является увеличение надежности и долговечности муфты путем придания ей предохранительных свойств.

Это достигается тем, !TQ иа фляпцс ведомой втулки выполнены отверстия, сообщающиеся с полостью для отсасывания возду: а, а регулировочное устройство выполнено в виде инерцГонного диска, установленного на ведомой втулке и имеющего окна, совмещаемые при срабатыванш; с отверстиями ведомой втулки. Кроме этого, с целью фиксации полумуфт при взаимном перемещении в момент срабатывания недо. ая Brxлка снабжена уио1О рам! и иодируж!!Псиными сооя Гками, установ.Генными на е» торце, а 1нерционный диск снабжен фиксаторами, зацепляющи.;!Нся ири сраОятыВЯППП с 1 помян > тык!и упорам п> ilpll этом на его периферш1 выполнены углублс15 ния, взаимодействующие с сооачка»ii.

На фиг. 1 изображе а 011сываемая муфта, продольный разрез; на фш.. 2 — разрез iio

Л вЂ” А на ф1!г. 1; на фиг. 3 — положение элезlciITQB Ведомои i!0.1узiу фты ир>! перегрузке.

20 Муфта выполнена в виде жестко устаиоь.".снной па Ведущс.,! Валу 1 ИОлуму фты 2 с рад;!альпы:>1:! Отсасьlва!olll0. >OI Отверст!1я >!и 3.

Между ступ;щей Вала 1 и торцом полумуфты

2 устаноьлено ллотнитель! ос кольцо 4.

25 Бедомая полумуфта выполнена в виде подвижно устанОВлеинои на шлицеВО,, кОице Вала 5 втулки б, на фланце которой имеется фрикционная накладка 7. Б теле фла! На втули;! б BBIBO;1110111>I ÎTIICpCTIIB 8, Сооби!;110Н!Неся

30 с Г10.",ocTI>10 Отса сlлва >! и !1 BOO. I >".iB.

548736

Регулировочное устройство выполнено в виде инерционного диска 9, установленного на ведомой втулке и имеющего окна 10, совмещаемые при срабатывании с отверстиями ведомой втулки. Диск 9 поджимается к торцу фланца втулки 6 посредством пружины 11 (малой жесткости), второй конец которой упирается в торец. шайбы 12. Для исключения подсоса воздуха через шлицевое соединение предусмотрено гофрированное уплотнение- 13.

На торце фланца втулки 6 по его периферии установлены упоры 14 и пальцы с собачками

15, подпружиненными в сторону инерционного диска посредством пружин кручения 16.

Инерционный диск снабжен фиксаторами

17, зацепляющимися при срабатывании с упомянутыми упорами, при этом по ег0 периферии выполнены углубления 18, взаимодействующими с собачками.

Муфта работает следующим образом.

При вращении вала 1 с полумуфтой 2 (в направлении, показанном стрелкой) воздух через отверстия 3 отсасывается в радиальном направлении за счет центробежных сил и явления эжекции. При этом между ближними торцами полумуфт образуется разрежение воздуха (вакуум), способствующее присасыванию ведомой полумуфты к ведущей.

В нормальном режиме работы полумуфты вращаются синхронно и крутящий момент передается за счет сил трения между фрикционной накладкой 7 и торцом ведущей полумуфты 2. Инерционный диск 9 находится относительно ведомой втулки в положении, показанном на фиг. 2. Отверстия 8 в данном случае перекрыты инерционным диском и расстояние между фиксаторами 17 и упорами 14 равно расстоянию между соседними ближними углублениями 18.

При перегрузке, т. е. резком останове ведомой втулки 6, инерционный диск 9 за счет запаса кинетической энергии проворачивается относительно втулки и становится в положении, показанном на фиг. 3. При этом окна 10 совпадают с отверстиями 8, а фиксаторы 17

45 упираются в упоры 14, Собачки 15 попадают во вторую пару диаметрально противоположных углублений 18.

При совпадении окон 10 с отверстиями 8 воздух поступает во внутреннюю полость муфты, в результате чего величина разрежения мгновенно падает. Это приводит к резкому падению силы присасывания между полумуфтами и, следовательно, к уменьшению момента трения между передающими поверхностямп полумуфт.

Таким образом, обеспечивается надежное ограничение передаваемого крутящего момента и устранение интенсивного износа передающих элементов полумуфт в перегрузочном режиме работы.

После устранения причины перегрузки инерционный диск 9 устанавливают в начальное рабочее положение, показанное на фиг. 2.

Формула изобретения

1. Фрикцпонная предохранительная муфта, содержащая соосные ведущую полумуфту и ведомую фланцевую втулку с полостью для отсасывания воздуха, а также регулировочное устройство, отл и чающая ся тем, что, с целью увеличения надежности и долговечности муфты путем придания ей предохранительных свойств, на фланце ведомой втулки выполнены отверстия, сообщающиеся с полостью для отсасывания воздуха, а регулировочное устройство выполнено в виде инерционного диска, установленного на ведомой втулке и имеющего окна, совмещаемые при срабатывании с отверстиями ведомой втулки.

2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения фиксации полумуфт при взаимном перемещении в момент срабатывания, ведомая втулка снабжена упорами и подпружиненными собачками, установленными на ее торце, а инерционный диск снабжен фиксаторами, зацепляющимися при срабатывании с упомянутыми упорами, при этом на его периферии выполнены углубления, взаимодействующие с собачками.

548736 в тO

Щаг Г

Составитель Ю, Лога«иова

Те;;рсд Л. Гладкова корректор 3. Тарасова

Редактор О. Юркова

Типографии, пр. Сапунова, 2

Заказ 356já Изд. № 256 1 ираки 1159 Подписное

ЦНИИПИ Государствепного комитета Совета Мш.петров ССС1з по делам изобретепий и открытий

113035, Москва. 7К-35, Раушская ао, д. 4/5