Гребное устройство
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Класс 65Р 16, 3
Pfe дфоп Я
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ, ВЫДАННОМУ НАРОДНЫМ КОМИССАРИАТОМ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
Зарегистрировано в Бюро иоследующе» регистраиии изобретений Госплана ири СОК
Д. Н. Блюменштраух.
Гребное устройство.
Заявлено 25 сктября 1938 года за № 1691.
Опубликовано 31 мая 1939 года.
На прилагаемом чертеже представлена примерная форма выполнения предлагаемого гребного устройства в форме лодочного подвесного движителя, причем фиг. 1 показывает вид
его сбоку в укрепленном на корме лодки или судна положении, фиг.2— то же в плане, фиг. 3 — схему работы одного элемента гребного устройства также в плане.
В корме судна на низкой палубе (фиг. 1 и 2) устанавливаются три горизонтальных кривошипа 1, на вертикальные пальцы 2 которых насаживается треугольная рама 2, составляющая одно целое с горизонтальной поперечиной 3. В последней помещаются в гнездах подшипников ll, 12 оси вертикально расположенных гребных лопастей 4. На ось каждой такой лопасти 4 жестко насажено по рычагу
5, шарнирно прикрепленному к планке б. Одна такая планка расположена по одну сторону средней продольной плоскости симметрии судна, а другая — по другую.
Ось 13 одного из кривошипов 1 при помощи конической зубчатой передачи 14 приводится во вращение от судового мотора. При вращении одного из кривошипов 1 треугольная рама 2 заставляет вращаться и все остальные. При этом каждая точка поперечины 3, в том числе и ось каждой лопасти 4, совершает движение по кругу, радиус которого равен радиусу кривошипа !.
На ось одной из лопастей каждой половины поперечины 3 жестко насажена планетарная шестерня 8, сцепляющаяся с неврашающейся шестерней 7, помещенной на жестко соединенной с кормой планке 15. При совершении точками поперечины 3 круговых движений в горизонтальной плоскости шестерня 8, обкатываясь вокруг неврашающейся шестерни, имеющей вдвое меньший диаметр, чем она, совершает за время полного оборота поперечины 3 половину оборота вокруг своей оси и заставляет лопасть 4 занимать последовательно положения, показанные на фиг. 3, дающие максимальное упорное давление движителя в нужном направлении.
Это движение при помощи рычагов 5 и тяг б передается всем лопастям системы.
На ось неврашающейся шестерни 7 жестко насажена червячная шестерня
9, сцепляющаяся с червячным винтом
9а, поворачйваемым рукояткой маховичка 10.
В указанном на фиг. 2 и 3 положении шестерни 7 при работе гребного устройства создается упорное давление по ходу судна. Если, однако, шестерню 7 при помощи червячной передачи повернуть на некоторый угол, то угол атаки лопастей 4 изменится, причем по мере вращения маховичка 10 этот угол можно изменять на любую величину в пределах 360 .
Таким образом, поворот судна и задний ход осуществляются при помощи самого гребного устройства, не требуя для этого применения руля, Так как две группы лопастей управляются от двух отдельных маховичков 10, то, врашая их в разные стороны, можно изменить их положение так, чтобы равнодействующее упорное давление было направлено наискось судна и приложено в центре его величины, что дает в результате поступательное боковое движение судна, наподобие того, как это получается при двух двигателях ФойтШнейдера.
Возможна спаренная работа двух движителей (носового и кормового) от одного мотора для получения большей равномерности крутящего момента и лучшей маневренности судна.
Предлагаемое гребное устройство применимо не только к жидкой среде, но и в воздухе при соответственном увеличении площади лопастей.
Кроме того, ввиду обратимости его, оно может работать не только как движитель, но и как гидро-или аэро двигатель.
Предмет изобретения.
1. Гребное устройство с применением поворотных лопастей, установленных своей продольной осью перпендикулярно к горизонту воды, отличающееся тем, что все лопасти установлены на поперечине 3, совершающей возвратно-поступательное движение, -сообщающее каждой лопасти движение по окружности.
2. Форма выполнения устройства по п. 1, отличающаяся тем, что поперечина помощью треугольной рамы
2 связана с тремя горизонтальными кривошипами 1, из которых один прив одится во вра щение двигателем.
3. Форма выполнения устройства по п. 1, отличающаяся тем, что в целях изменения углов атаки лопастей, расположенных на каждой из половин поперечины, применена шестерня 7, положение которой изменяется прн помощи червячного винта 9а.