Устройство для управления двигателем рудничного электровоза

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН Ия

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

> 549364

Савв Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 28.03.69 (21) 1314149/07 (51) М К". 8 60 L 15/00 с присоединением заявки—

Государственный комитет

Совета Министров СССР па делам изобретений и открытий (23) Приоритет— (43) Опубликовано 05.03.77. Бюллстепь М 9 (45) Дата опубликования описания 26.05.77 (53) УДК 621.333.3 (088.8) (72) Авторы изобретения

В. М. Шевченко, Д. И. Родькин и Л. В. Островерх

Криворожский горнорудный институт (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ

РУДНИЧНОГО ЭЛЕКТРОВОЗА

Изобретение относится к горному электрооборудованию и может быть использовано для управления двигателями последовательного возбуждения рудничных электровозов при питании их от сети переменного тока.

Известны схемы управления двигателями электровозов, изменение направления вращения которых осуществляется путем переключения полярности подключения обмотки возбуждения с помощью контактного реверсора (1).

Недостатком указанных схем является наличие в силовой цепи коммутирующих контактов, требующих ру шого управления, их повышенный износ вследствие трения, искрение и дугообразование, представляющее опасность в отношении пожара или взрыва рудничной атмосферы.

Известна схема с включением обмотки возбуждения двигателя постоянного тока с параллельным возбуждением в мостовой выпрямитель (2). Однако в указанной схеме обмотка возбуждения включена в мостовой выпрямитель для создания тока возбуждения двухполупериодным выпрямлением напряжения сети, а якорь двигателя питается от однополупериодпого выпрямителя, и задачу бесконтактного реверса с помощью указанной схемы решить невозможно.

Известны также схемы включения нагрузки, в которых можно изменять направление тока в нагрузке без переключения в силовой цепи, составленной двумя тиристорами и дросселем с пулевой точкой (3). Такие схемы наиболее близки к предлагаемому изобретению по технической сущности и достигаемому результату.

Но известные схемы преобразователей частоты с непосредственной связью цепей питающего переменного тока и цепи нагрузки способны изменять направление тока в нагрузке с определенной частотой, но этого недостаточно для решения технической задачи бесконтактного реверсирования двигателя последо15 вательного возбуждения, так как для изменения направления вращения двигателя с самовозбуждением необходимо разовое изменение направления тока в якоре двигателя при неизменном направлении магнитного потока или

20 изменение магнитного потока по направлению при неизменном направлении тока якоря.

Цель изобретения — повышение надежности и плавности регулирования путем обеспечения бесконтактного реверса двигателя.

25 Поставленная цель достигается тем, что в устройстве для управления, содержащем двухобмоточный дроссель, концы которого подключены к источнику переменного тока, а средняя точка — к нагрузке (двпгателю), 30 второй полюс которого подключе к источни549364 ку переменного тока через встречно включенные спмисто1эы.

На чертеже представлена схема предлагаемого устройства для управления двигателем рудничного электровоза.

Устройство для управления двигателем рудничного электровоза содержит двухобмоточный дроссель с нулевой точкой 1, k oklllbl которого подк:почены к источнику переменного тока, якорь двигателя 2, обмотку возбуждения 8, мостовой выпрямитель 4, встречно включенные симисторы 5 и 6, систему сеточного управления 7.

Предлагаемое устройство работает следующим образом.

Пе1эеменный ток подается на зажимы А, Б.

Прн положительном потенциале в точке А движение привода «Вперед» обеспечивается отпиранием симистора 5, при этом в нагрузке идет ток по цепи: точка А, открытый симистор б, диод Дз, обмотка возбуждения 8 от зажима

С к зажиму С, диод Д, якорь двигателя 2 от зажима Я, к зажиму Я>, обмотка дросселя W>, точка Б, имеющая отрицательный потенциал. .При реверсе движение «Назад» осугцествляется отпиранием симистора 6 прп положительном потенциале в точке А, в этом случае нагрузка обтекается током по цепи: точка А, обмотка дросселя 1Гь якорь двигателя 2 от зажима Я, к зажиму Яь диод Д4, обмотка возбуждения 8 от зажима С к зажиму Сь диод Д, открытый симистор 6, точка Б, имеющая отрицательный потенциал. Изменение направления тока в якоре от зажима Я к Я1 (в вышеописанном случае он был направлен от Я, к Я ) прн неизменном направлении тока в обмотке возбуждения от зажима С, к зажиму С обеспечивает изменение направления вращения двигателя. Следовательно, указанная схема позволяет осуществить реверс двигателя без изменения соединений силовой цепи, а лишь изменением очередности отпирания симисторов, т. е. бесконтактно.

Использование данной бесконтактной схемы позволяет осуществить автоматическое управление рудничными электровозами, повышает надежность работы привода электро1о воза и долговечность системы управления, исключает появление искрений при управлении двигателем, что улучшает условия техники безопасности.

Формула изобретения

Источники информации, принятые во внимание прп экспертизе:

1. Книга С. А. Волотковского «Рудничная

З5 электровозная тяга», Углетехиздат, М., 1955 г,. стр. 137 — 139.

2. Патент Швейцарии № 379б12 по кл. 21 с 59/01 от 19б4 г., фиг. 3.

3. Отчет по НИР ИЭМ АН СССР, 40 ¹ б1 — 5 — 5, 19б1 r., и 1.

Устройство для управления двигателем рудничного электровоза, содержащее двухобмоточный дроссель, концы которого подклю20 чены к источнику переменного тока, а средняя точка — к нагрузке, например двигателю с обмоткой возбуждения, второй полюс которого подключен к источнику переменного тока через встречно включенные симисторы, 25 о тл и ч а ю ще еся тем, что, с целью повышения надежности и плавности регулирования путем обеспечения бесконтактного реверса двигателя, обмотка возбуждения соединена с якорем двигателя последовательно через

Зо мостовой выпрямитель.